Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гуцалова, Л. А. Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Л. А. Гуцалова, И. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15438/ (дата обращения: 15.11.2024).



Развитие ребенка строится на всей его принимающей многообразные формы деятельности (игры, общения, труда), поскольку она дает «научение» и через его посредство формирует личность ребенка.

С. Л. Рубинштейн

В связи с изменениями, происходящими в системе российского образования, предъявляются новые требования и к воспитанию подрастающего поколения, происходит преобразование системы дошкольного образования.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования и подходов к организации обучения и воспитания, перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Одним из Федеральных государственных требований является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. ФГОС нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, и на осуществление его развития только в игре.

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, познавательной активности, а также в повышении эффективности образовательного процесса. У детей повышается интерес, процесс обучения доставляет удовольствие и радость, снимает стресс напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Воспитанники учатся проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, участвовать в коллективной деятельности, уметь слышать не только самого себя, но и партнёров по игре.

Теория и практика игровой деятельности дошкольников включает в себя многообразие различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими. Игра — вид деятельности, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Это очень широкое понятие, но остановимся на интеллектуально-познавательной игре — викторине.

Интеллектуально-познавательная игра — вид, который основывается на применении участниками своего логического мышления, интеллекта, быстроту мыслительных операций. Индивидуальное или коллективное выполнение заданий, объединенных единой темой из различных областей знаний, требует применения продуктивного мышления, часто — в условиях ограниченного времени и соревнования. Педагогическая целесообразность использования данной формы игровой деятельности заключается в том, что такие игры способствуют развитию у детей наблюдательности, внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Игра носит как обучающий, так и игровой характер. Поэтому представляются ребенку интересными и необычными занятиями, а не просто игрой.

Продумывая сценарий игры, необходимо соблюдать следующие требования и необходимые условия: компетентность педагога и жюри; конкурсные задания, рассчитанные на возраст детей и основанные на общедоступных знаниях; 70 % заданий на основе изученного материала; на сравнения, сопоставления, обобщения, ведущие к активизации аналитической деятельности воспитанников; для «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом игроков; постепенное усложнение; учитывать степень сформированности теоретического мышления ребенка; художественное, музыкальное оформление, применение мультимедийных технологий; наличие призов.

Структура проведения интеллектуальных игр — викторин состоит из нескольких этапов. В качестве наглядного примера рассмотрим игру «Что? Где? Когда?» с использованием интерактивных средств.

Первым этапом, как и в любой организованной деятельности, является организационный момент, в данном случае мотивирующая ситуация «Позывной к игре»:

Мотивирующая ситуация «Позывной кигре»

Этапы

Скриншоты

Подробное описание мероприятия

Мотивирующая ситуация

Слайд 1

«Позывной к игре»

Звучит мелодия — позывной к игре «Что? Где? Когда?»

Педагог говорит детям:

Звенит звоночек позывной,

На встречу нас зовет с Совой.

А интересно ль вам узнать,

Во что Сова зовет играть?

(Ответы детей)

Тогда поближе подойдите

И на экран вы наш взгляните.

(Дети подходят к интерактивной доске)

Второй этап — введение в игровую ситуацию «Приглашение на игру»:

Второй этап включает в себя также объяснение правил игры и разделение группы на команды.

Введение вигровую ситуацию «Приглашение на игру»

Введение в игровую ситуацию

Слайд 2 «Приглашение

на игру»

Звучит голос Совы (педагог):

Добрый день, мои друзья!

Новой встрече рада я.

Вновь клуб Знатоков сезон игр открывает,

На игры желающих всех приглашает.

А тема сезона очень простая:

«Дорожные правила! Что о них знаем?»

Ведь правила дорожные

Всем в мире знать положено!

Кто хочет блеснуть здесь смекалкой, умом,

Разместиться прошу за «игральным» столом.

Педагог спрашивает детей, хотят ли они принять участие в игре и, получив ответ, предлагает вспомнить правила игры:

Правила клуба очень просты,

Они нам знакомы, вспомним их мы.

Дети рассказывают об условиях игры, воспитатель дополняет.

Педагог:

Сегодня играть с вами, мериться «силой»,

Будут герои из сказок любимых.

Ну что? Все готовы? (Да)

Тогда по местам!

Сказочный гонг дал сигнал уже нам.

Педагог предлагает детям занять места за игровым столом.

Третий этап игры — это основная часть, которая состоит из нескольких туров. Каждый тур — задание от сказочного героя, которое соответствует выбранной теме игры, в нашем случае «Правила дорожного движения». Выбор и очередность вопроса от сказочного героя определяется вращением «барабана» на интерактивном столе.

Игровой стол

Основная часть

Слайд

«Игровой стол»

Педагог «запускает волчок»

Волчок со стрелкой запускаем и игру мы начинаем…

Стрелка наша покрутилась, сделав круг, остановилась,

Указав нам на письмо…Сейчас узнаем от кого.

Вопросы от сказочных героев

Слайд

«Вопрос от Золотой рыбки»

Педагог говорит:

— Против вас играет Рыбка, Рыбка не простая,

(С золотым отливом спинка), затейница такая.

Загадывает всем загадки, что вовек не разгадать,

Даже в поисках отгадки нужно книги прочитать!

Вот и вас проверить хочет, сможете, а может, нет

Вы на все ее вопросы найти правильный ответ.

Звучит сигнал, зовет к началу нас.

Ну что? Готовы? В добрый час!

Педагог загадывает загадки:

1. Очень нужен он в пути, где дорогу перейти

Он расскажет, что и как, звать его…(дорожный знак)

2. Эту ленту не возьмешь и в косичку не вплетешь.

На земле она лежит, транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)

Будьте осторожны, на дороге … (Дети)

(Загадки по выбору педагога)

Педагог после сигнала об окончании времени говорит:

Вижу я ребята, что вы настоящие знатоки загадок и получаете за это …. жетонов.

Слайд

«Вопрос от Умного Кота»

- Стоит стрелка, сделав ход.

Вам письмо шлет Умный Кот.

Он вам расскажет несколько историй, а вы, друзья, должны будете, посовещавшись между собой, ответить: что сделали не правильно герои его историй.

(Проблемные ситуации по выбору педагога)

Дети получают жетоны по количеству правильных ответов

Слайд

«Вопросы Царя и Царевны»

Педагог:

Царь с царевной молодой

Задают вопрос вам свой:

«Сундучок вы наш примите,

Что в нем лежит, определите.

А потом о том, что там

Расскажите вы всем нам.

Звучит музыка, педагог вносит «волшебный сундучок»

Внимание! Волшебный сундучок! А теперь вопрос:

Очень он всем людям нужен

В море, в небе и на суше.

Он всех нас в сто раз быстрей.

Что это? Скажи скорей!

(Если необходима подсказка, загадывается еще одна загадка

После открытия волшебного сундучка, дети по очереди достают модели транспорта, называют их и рассказывают, к какому виду они относятся: водный, наземный, воздушный.

Педагог:

Молодцы, справились с заданием и получаете жетон!

Слайд

«Вопросы Умного Кота»

- Нам умный гном письмо прислал

А в нем задание он дал:

«К знаку дорожному пазл подобрать

И ребус-загадку вам разгадать»

— Перед вами лежат конверты с дорожными знаками. Вам нужно подобрать к знакам соответствующую картинку-ситуацию за определенное время. Ну что? Готовы? Время пошло!

Дети выполняют задание, после чего педагог говорит:

Внимание на экран! Перед вами ребус. Разгадайте, какое слово зашифровал умный гном.

(Если дети затрудняются — подсказка для ребуса:

Ну, а если пешеходу

Тротуар не по пути?

Если можно пешеходу

Мостовую перейти?

Сразу ищет пешеход

Знак дорожный …? Переход)

Молодцы, ребята! За правильный ответ, получаете жетон!

Слайд «Вопросы Царевны-Лягушки»

Педагог:

Царевна-лягушка письмо нам прислала

И вот что она в том письме написала:

«Задаю я вам вопросы.

Отвечать на них не просто.

Кто знает правила движенья,

Ответит тот без промедленья.

Очередность соблюдайте,

Друг за другом отвечайте.

А если не знаешь ответа вдруг ты,

«Другому вопрос» — скорей говори.

Педагог продолжает:

Уважаемые знатоки, вам нужно за определенное время ответить как можно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ получаете жетон. Сколько правильных ответов — столько жетонов. Приготовились! Время пошло!

— Какое животное переводит пешехода с одной стороны дороги на другую? (Зебра) и т. д.

Педагог:

Какие вы быстрые, так много знаете и получаете….. жетонов.

Слайд «Задания от трех Богатырей»

- А играют против вас Богатыри на этот раз!

Откроем мы письмо…Итак: «Нарисуй дорожный знак!»

Богатыри предлагают нам нарисовать дорожные знаки, но не обычным способом, а пластилином.

Дети выполняют задание, после чего объясняют какой знак они сделали, что он обозначает

Педагог:

Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и получаете жетоны.

Необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности должны быть паузы — физкультминутка, гимнастика для глаз и др., которые снимают напряжение мышц, глаз, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Обычно такие паузы сопровождаются каким-либо текстом, музыкой, песенкой, которые могут, как напрямую, быть связаны с занятием, так и носить отвлеченный характер.

Музыкальные паузы— физкультминутка игимнастика для глаз

Физкультурная минутка

- Музыкальная пауза у нас!

Потанцуем под музыку.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песенки

Физкультурная минутка

- Музыкальная пауза, друзья!

Идите все скорей сюда.

Мы немного отдохнем,

И опять играть начнем.

Глаза закрой, ощути покой, плавный вдох и потянись, выдох и…и улыбнись. А теперь глаза открой и спокойно, ровно стой. Направо глаза поведи, будто черту проведи. Налево глаза поведи, будто черту отведи. (Продолжать гимнастику для глаз до окончания музыки)

Четвертым, заключительным этапом интеллектуальной игры является подведение итогов, награждение игроков и рефлексия. Необходимо подвести детей к самостоятельному анализу деятельности: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты игры — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. Резюмируя ответы детей, педагог акцентирует внимание на том, что успех коллективной работы зависит от вклада каждого участника команды, степени его ответственности и готовности к командной работе.

Заключительная часть

Заключительная часть

Итог (рефлексия)

Педагог:

Вот и закончились вопросы трех богатырей, а вместе с ними подошла к концу и наша игра.

Вы сегодня показали себя настоящими знатоками правил дорожного движения. Без труда обыграли сказочных героев. И в качестве призов вам вручаются медали «Знатоки правил дорожного движения»

Педагог вручает участникам игры медали.

Вам понравилось сегодняшнее состязание?

Какой вопрос понравился больше всего?

Какой вопрос вызвал у вас затруднения?

Ну что, друзья, попрощаемся с Совой и скажем ей «До новых встреч».

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Г. Сухомлинский

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
  2. http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html
Основные термины (генерируются автоматически): игра, педагог, ребенок, глаз, дорожное движение, жетон, задание, мотивирующая ситуация, правильный ответ, Умный Кот.

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО