Работа с некоторыми категориями трудных детей
Авторы: Гусейнова Марина Фахраддиновна, Власова Наталья Владимировна, Васильева Людмила Михайловна, Борисова Марина Вячеславовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Гусейнова, М. Ф. Работа с некоторыми категориями трудных детей / М. Ф. Гусейнова, Н. В. Власова, Л. М. Васильева, М. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15443/ (дата обращения: 15.11.2024).
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» становится все более актуальной.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. В сегодняшней реалии к «трудным» детям относят и детей с ограниченными физическими возможностями здоровья, так как такие дети требуют повышенного внимания и строго индивидуального подхода., а значит, на них тратится большее количество времени и сил. Зачастую такие дети находятся на индивидуальной или домашней форме обучения, что значительно сужает все возможности ребенка.
Для воспитания, обучения и развития «трудных детей» разработаны различные комплексы, направленные на защиту прав, интересов, здоровья, и т. д., тем не менее, вопрос организации обучения, досуга и социальной адаптации некоторых категорий детей остается острым и до конца нерешенным. К таким категориям относятся дети с ограниченными физическими возможностями здоровья. Такие дети маломобильны, страдают рядом комплексов и часто вынужденно остаются изолированными от сверстников, не имея возможности полноценно общаться и получать информацию в том объеме, в котором получают ее сверстники, сидя за партой в школе.
Отсутствие внимания, полноты общения, несформированности интересов, консультативной помощи, дефицит «правильной» информации порой усугубляют положение этой категории детей. Важно помочь ребенку «найти» себя, определить «свое место в мире», усвоить порой «прописные» истины. Что для этого нужно? Участие педагогов в воспитательном процессе, внимание со стороны взрослых и заинтересованность самого ребенка. В каждом конкретном случае должен быть, несомненно, индивидуальный подход.
Поскольку педагоги не всегда могут быть рядом с ребенком, важно предложить ему «дело» по интересу длительного воздействия, давая консультации в том числе средствами современной связи, разрабатывать для него презентационный материал с обучающими элементами, направленными на обучение, уточнение имеющихся знаний, дополнение новыми и интересными фактами, средствами контроля.
В данном презентационном материале может и должно быть персональное обращение педагога к ребенку, пошаговая инструкция по выполнению задания, знаково-символические алгоритмы, что позволит сделать данный презентационный материал интерактивным. Важно, чтобы ребенок мог справляться с предоставленным материалом самостоятельно, или с небольшой помощью родителей.
Наполнение данного презентационного материала анимационными картинками, аудио и видеофайлами, текстовой и справочной информацией, навигацией (с добавлением гиперссылок, триггеров), делает такую презентацию насыщенной, полноценной, интерактивной, создает наглядные образы, развивает мышление и речь ребенка, формирует длительную память, концентрацию внимания Интерактивная презентация — значит способная взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем — либо (например, педагогом) или с чем- либо (например, с планшетом или ноутбуком), и на сегодняшний день является одной из востребованных форм взаимодействия с ребенком
Увиденное и услышанное позволяет мозгу запомнить не только внешнюю оболочку, но и ярко представить содержание, при этом ребенок сам определяет, в каком ритме ему работать, какое количество материала переработать. Для определенной дозировки работы с планшетом или ноутбуком, необходимо вставлять в такой материал минутки «отдыха» — это динамические паузы, веселая зарядка, музыкальная пауза, гимнастика для глаз и для рук и т. д.
В такого вида презентационных материалах четко прослеживается возможность ребенка активно участвовать в поиске информации, в самостоятельном решении поставленных задач, так как возможности интерактивной презентации для маломобильных детей неограниченны.
Любой материал, представленный способом, отличным от обычных уроков, позволяет раскрывать познавательный потенциал ребенка, проявлять ему познавательную активность, самостоятельно развивать навыки самоконтроля, а значит, делать процесс обучения более эффективным. Таким детям очень важно понимать, что они не одни, что их, пусть еще совсем маленькие достижения, важны и значимы для окружающих. Ребенок, получая необходимую информацию, начинает постигать азы саморазвития и порой даже совершенства, ведь в качестве примеров можно привести большое число людей с ОВЗ, получивших мировое признание. Именно умение работать с информацией, умение ее систематизировать помогут даже человеку с физическими недостатками жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным
Включенные материалы для контроля в виде тестов, незаконченных предложений, заполнения схемы, кроссворда, вычерчивания диаграммы и гистограммы, решение ребусов, головоломок, ответы на вопросы в он-лайн режиме, работа на тренажерах по проверке полученных знаний, создание проектов и многие другие задания создадут ощущение присутствия ребенка на уроке, поднимут интерес к изучаемому материалу и самооценку ребенка, желание узнавать все больше и больше и как результат- рассказать об этом своим одноклассникам, например, средствами видеосвязи.