Здоровье детей и подготовка их к школе
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Романенко Валентина Михайловна, Хлебникова Кристина Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна, Лукьянченко Алла Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 28.11.2019
Статья просмотрена: 51 раз
Библиографическое описание:
Здоровье детей и подготовка их к школе / О. М. Панкова, В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15469/ (дата обращения: 19.12.2024).
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепление их здоровья.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, здравоохранительная система обучения.
Интеллектуальная недостаточность у детей и подростков обусловлена различными причинами. У значительной части подростков возникает в результате нарушения болезненным процессом памяти, внимания, работоспособности, эмоционально — волевой деятельности. Она возникает также, если ребенок воспитывается в семье умственно отсталых или примитивных родителей, в конфликтных семьях, в условиях безнадзорности. В результате действия вышеуказанных факторов даже дети с потенциально сохранными интеллектуальными способностями в школе могут быть неуспевающими, постоянными нарушителями дисциплинарных требований.
Особого внимания требуют дети, подвергающиеся жестокому обращению родителей. У них часто обнаруживаются умственная отсталость различных степеней и речевые затруднения. Жестокость по отношению к ребенку может проявляться по — разному. Это и грубые физические и психологические нападки родителей как результат их личностных психопатических особенностей; и отсутствие материальной заботы, и грубо — пренебрежительное отношение к ребенку. Сюда же относятся и конфликтные отношения между эмоционально неустойчивыми родителями, которые в свои ссоры вовлекают и ребенка. Он становится активным участником этих неурядиц, реагируя на происходящее в полную меру своей детской эмоциональной непосредственности.
Совершенно особого внимания требуют дети из семей, где один из родителей, а иногда и оба страдают алкоголизмом и отличаются грубым асоциальным поведением (скандалы, драки, избиение детей, лишение их возможности спокойно жить и т. д.).
Жестокость родителей вызывает у детей страх, состояние паники перед ожидаемыми побоями и оскорблениями. В школе и дома такие дети отличаются агрессивностью, задиристостью и драчливостью. В период раздражения они легко теряют самообладание и контроль за своими поступками. У них часто возникает угнетенно — подавленное состояние, иногда с элементами тоскливости и тенденциями к самоуничижению, возможны также угрозы по отношению к окружающим, даже членовредительство.
Дети, страдающие интеллектуальной недостаточностью, отличаются слабым вниманием, неразвитостью познавательных способностей, что приводит к низкой успеваемости в школе. Они плохо пишут, делая много грамматических и синтаксических ошибок, речь и речевая восприимчивость также расстроены. В то же время эти дети достаточно общительны, умеют использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошо ориентируются в обыденных жизненных ситуациях. Они болезненно переживают свою неуспеваемость, испытывая чувство неудовлетворенности, ущербности. Внешне эти переживания не всегда проявляются. Возникает порочный круг. Проблемы с учебой и поведением в школе, конфликты с родителями порождают негативное отношение к учителям и родителям, появляется желание бросить учебу, пойти работать. Нередко такие дети попадают в компанию асоциальных подростков и начинают употреблять спиртные напитки.
В данной статье речь пойдет о здравоохранительной системе обучения и воспитания школьников. Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для ее решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в этих учреждениях. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы — режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Стоя — за конторкой, и сидя — за партой, на стульчике. Вместо сухих страниц учебника — экологические буквари и математика. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки — старая, перьевая.
Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажеров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть все время в действии.
Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое. Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета. Разработали методику бескнижного обучения быстрочтению.
Ничего не навязываем ребенку, пока он сам не спросит: «А что это?»
Детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Если этого нет, ребенок плохо развивается. А если есть, то его уже с трех лет можно обучать».
Как это осуществляется на практике?
Медико-педагогическая проработка существующих программ обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях и школах позволяет прийти к выводу, что многие ее разделы находятся в противоречии формирующейся зрительной системы ребенка, за счет чего угнетают естественный ход реализации ее функциональных возможностей. К примеру, наиболее полной реализации функциональных возможностей зрительного анализатора и поддержанию оптимального равновесия организма с внешней средой способствует гармоничное сочетание в режиме дня детей общей двигательной, и в том числе зрительной, активности в пространстве и особенно в условиях естественной экологической среды. В то же время основной объем занятий в детском саду проводится в комнатных условиях и в режиме ближнего зрения, т. е. в условиях сенсорного развития с естественной экологической средой, резкого ограничения зрительно-пространственного обзора, а также статистических напряжений организма. Оказалось, что такой режим не только угнетает формирование зрительной системы и биоритмальный настрой организма, но и высшие психические функции, в основе которых лежат пространственно-метрический анализ и предметное зрительно-образное мышление.
Это обстоятельство явилось основанием для внесения определенных корректив в те разделы, которые касаются различных аспектов передачи зрительной информации. Такие коррективы позволили, во-первых, перевести процесс обучения из режима ближнего в режим дальнего зрения, т. е. потребного для оптимального развития функции зрения, во-вторых — вынести занятия из условий ограниченных пространств на открытую местность; в-третьих — максимально приблизить обучение к объектам и явлениям естественной экологической среды.
При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа — 2000. — № 1
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Смысл, 2011.
Ключевые слова
интеллектуальная недостаточность, здравоохранительная система обученияПохожие статьи
Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы
Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»
В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...
Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах
К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...
Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особе...
Влияние элективных курсов на решение экономических задач в ЕГЭ
В современном мире практически невозможно существовать без знаний об экономике в принципе. Наше государство нуждается в экономически образованных людях, способных изменить жизнь граждан, развивать экономику, решать экономические задачи. Для этого нео...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Похожие статьи
Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы
Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»
В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...
Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах
К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...
Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особе...
Влияние элективных курсов на решение экономических задач в ЕГЭ
В современном мире практически невозможно существовать без знаний об экономике в принципе. Наше государство нуждается в экономически образованных людях, способных изменить жизнь граждан, развивать экономику, решать экономические задачи. Для этого нео...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...