Работа над выразительным чтением учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Куриленко Вера Ивановна, Романенко Валентина Михайловна, Бочарова Лариса Ивановна, Скокова Людмила Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 320 раз
Библиографическое описание:
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, В. М. Романенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15476/ (дата обращения: 15.11.2024).
Изучая на протяжении нескольких лет трудности, с которыми встречаются учащиеся различных классов при чтении вслух, мы пришли к выводу, что нам нужно научить детей понимать и передавать в чтении красоту, музыкальность ритмически организованной речи (стихов) и изящную простоту, яркую выразительность прозы.
Ключевые слова: навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения, интонационные законы, смысл читаемого.
Изучению морфологии в V классе предшествует повторение и углубление сведений о предложении. Тема небольшая, рассчитанная на 8–10 часов. Но и в ней заключены некоторые возможности повторить и привести в систему навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения, элементарных случаев прямой речи.
Какую же работу над выразительным чтением в рамках программных требований можно и нужно организовать в это время?
Так как систематическое изучение синтаксиса начнется нескоро, а учащиеся, окончившие IV класс, располагают сравнительно небольшим запасом знаний по синтаксису, то при повторении в V классе нужно дать ученикам первые навыки наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи и сведения о наиболее общих законах русской интонации. Если мы познакомим школьников с самыми общими интонационными законами и научим их внимательно слушать свою и чужую речь, критически оценивать слушаемое, если на каждом уроке по поводу всякого высказывания и чтения они будут слышать обоснованную оценку его преподавателем, то со временем они научатся, отталкиваясь от цели высказывания и смысла читаемого, выбирать из имеющихся в их распоряжении интонационных вариантов нужный.
С какими наиболее общими законами русской интонации нужно познакомить пятиклассников при повторении синтаксиса? Думается, что этими законами являются интонация законченности, — интонация сообщения и вопроса, членение речи (в самых общих чертах), направление тонов в простом и сложном предложении (простейшие случаи).
Учащиеся под руководством педагога практически повторяют сведения о предложении как о единице речи. На одном из уроков учитель сообщает им, что законченность предложения на письме обозначается точкой. О том, как слушатели узнают о законченности предложения в устной речи, пятиклассники должны сказать сами, после того как преподаватель прочитает им, например, такие предложения:
Выпал снег, но скоро растаял.
Выпал снег.
Выпал снег,., (прочитать с интонацией незаконченности, как будто что-то помешало завершить высказывание.)
Делается на основании наблюдений такой вывод: о том, что предложение закончено, в устной речи узнают по интонации.
Работу над интонацией законченности на уроках русского языка можно провести на материале упражнений учебника русского языка; причем наблюдения над интонацией будут попутной работой при решении основных задач, определяемых заданиями к упражнениям.
Может возникнуть вопрос: обязательно ли для ученика V класса понимание того, что для русского предложения характерна интонация законченности? Вызвано ли это практической необходимостью? Мы считаем, что вызвано. В этом нас убеждают многочисленные ошибки в чтении стихов с так называемыми переносами. «Перенос» в стихотворной речи — это такое явление, когда стиховая строка не представляет собой законченного смыслового отрезка. Например:
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой»...
«...На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала».
Учащиеся, неосознанно подчиняясь ритму стихотворной речи, делают стиховые паузы (т. е. паузы в конце стихотворных строк) и сопровождают эти паузы столь сильным понижением голоса, что у слушателей не появляется ожидания конца предложения, создается ложное впечатление законченности вместе со стихом предложения; в результате разрушается смысл читаемого.
На уроках литературы при чтении «Сказки о мертвой царевне»... нужно сообщить детям следующее: та интонация, которая помогает нам понять, что произнесенное предложение закончилось, «нанизывает» на себя все слова этого предложения, объединяет их в одно высказывание, и поэтому при чтении стихотворной речи мы интонацией объединяем, когда нужно, две и более строки в законченное предложение. Этому не должна мешать обязательная пауза в конце стихотворной строки.
На одном из уроков русского языка учащимся сообщается, что всякое предложение можно произнести или с интонацией сообщения, или с интонацией вопроса — в зависимости от того, хотим ли мы что-то сообщить или о чем-то спросить. После этого общего замечания, на основании наблюдений за произнесением нескольких предложений, школьники приходят к выводу, что с интонацией сообщения произносятся повествовательные и так называемые восклицательные предложения, а с интонацией вопроса — вопросительные. Может оказаться, что часть детей не умеет воспроизводить вопросительную интонацию не только в чтении, но и в бытовой речи. Это явление наблюдается и у некоторых взрослых с вялой, невыразительной речью. Иногда можно услышать вопрос одного из собеседников: «Вы у меня спрашиваете?»
С учениками, не отличающими вопросительную интонацию от интонации сообщения, придется проводить большую индивидуальную работу по развитию речевого слуха. Если же ученик слышит вопросительную интонацию, но не умеет ее правильно воспроизводить, нужно потренировать его на произнесении одних и тех же предложений с интонацией то вопроса, то сообщения.
На уроках литературы в это время идет работа над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». В тексте сказки — большое разнообразие вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений.
Продолжая работу над интонацией сообщения или вопроса и основываясь на тех сведениях, которые учащиеся повторили и углубили на уроках русского языка, на уроках литературы при подготовке выразительного чтения сказки учитель обращает внимание класса на правильное чтение таких предложений:
Старший молвил: «Что за диво!»..
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!»..
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Иногда подчеркнутые предложения учащиеся склонны читать с вопросительной интонацией. Им нужно показать, что во всех случаях хорошими помощниками чтеца являются знаки препинания, которые ставятся с учетом смысла высказывания (в трех приведенных примерах налицо какое-либо утверждение, а не вопрос).
Литература:
- Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
- Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
- Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Ключевые слова
навыки по выразительному чтению простого и сложного предложения, интонационные законы, смысл читаемогоПохожие статьи
Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении
В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...
Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)
Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...
Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок
Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»
Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей
В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...
Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации
Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...
Похожие статьи
Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении
В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...
Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)
Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...
Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок
Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»
Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей
В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...
Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации
Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...