Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО
Автор: Филиппова Елена Ананьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 5526 раз
Библиографическое описание:
Филиппова, Е. А. Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО / Е. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15496/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя частью окружающего мира.
Нравственно-патриотическое воспитание, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач образовательного Стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование представлений об отечественных традициях и праздниках [1, с.4].
Цель деятельности дошкольной образовательной организации: формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины. Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее целесообразной для решения задач нравственно-патриотического воспитания является проектный метод обучения.
Целесообразность использования проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность — более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей предметно-пространственной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, во время которой происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивая коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально — нравственных качеств и социализации ребенка. Привлекая родителей (законных представителей) к работе над проектом, педагоги детского сада создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Детское проектирование может быть успешным при соблюдении следующих условий:
– учет интересов каждого ребенка;
– деятельность детей без принуждения;
– предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
– совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
– тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Сохранение и возрождение национально-культурного наследия в воспитании детей дошкольного возраста является важной проблемой в настоящее время. Сущность национальной культуры и ее особенности исследовали философы, культурологи, социологи, педагоги (А. И. Арнольдов, Н. П. Денисюк, А. И. Лазарев, Л. Л. Супрунова). По их мнению, национальная культура представляет собой «совокупность материальных и духовных достижений народов, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство». Одним из элементов национальной культуры и средством приобщения дошкольников к ней могут выступать куклы, игрушки, предметы быта, национальные костюмы, народные игры, фольклор и др.
Обращение к истории русского народа стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной форме знакомим детей с культурой, историей, традициями страны, прививаем любовь к Родине, к своему народу, к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Подтверждением стал совместный проект «Как появились первые куклы?» педагогов ДОО, воспитанников и родителей (законных представителей), целью которого было ознакомление старших дошкольников с историей русского быта, народными традициями.
Проект «Как появились первые куклы?»
Актуальность проекта:
Необходимость обращения к истокам народной культуры, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, нравственно-патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к её истокам, обычаем, традициям. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как, только на основе прошлого, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения, можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное: социальный опыт, нормы поведения, общественные традиции из поколения в поколение — народ без будущего.
Проблема: дошкольники в недостаточной степени имеют представление о том, чем играли дети в старину, об истории появления первых кукол.
Цель проекта:
– ознакомление дошкольников с историей и традициями своего народа.
– Приобщение детей к истокам русской культуры.
– Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей и тесное сотрудничество дошкольной организации и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
– Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей (законных представителей), педагогов и детей и как отражается совместная деятельность родителей (законных представителей) и детей на эмоциональное состояние детей.
Задачи проекта:
– знакомить с материалами, из которых делали кукол;
– воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину;
– развивать творческие способности в процессе художественно-эстетической деятельности;
– формирование навыков простейшего моделирования;
– создать мини-музей русской куклы.
Проект построен сучетом принципов:
– доступности;
– системности и последовательности (работа проводится систематически при гибком распределении материала);
– стимулирования активности дошкольников и проявления их интерес к этой теме;
– историзма (сохранение хронологического порядка сводится к двум понятиям «прошлое» и «настоящее»).
Предполагаемый результат проекта: возникновение интереса к истории и культуре своего народа у детей дошкольного возраста, их приобщение к народным традициям, формирование у дошкольников навыков простейшего моделирования, создание мини-музея русской куклы. Создание психологически комфортных условий во время совместной деятельности детей и родителей (законных представителей).
План реализации проекта
Подготовительный этап
Консультации для педагогов иродителей:
– «Народные праздники и традиции», «Семейный уклад в крестьянской семье»;
– анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
– организация выставки «Наша Родина-Россия»;
– пополнение коллекций мини-музея «Русская изба».
Основной этап
Двигательная деятельность:
русские народные игры (подвижные, хороводные, обрядовые): «Плетень», «Платочек», «Обручи».
Игровая деятельность:
– театрализованные игры «В гостях у Солнышка», «По щучьему велению»;
– драматизация «Пузырь, соломинка и лапоть»;
– сюжетные игры «Семья»;
– дидактическая игра «Подбери и опиши».
Продуктивная деятельность:
лепка кукол из соленого теста;
– рисование кукол в русском народном костюме;
– рисование по мотивам дымковской, филимоновской игрушки.
Восприятие художественной литературы:
– чтение русских народных сказок;
– разучивание русских народных потешек, пословиц, песенок.
Музыкальная деятельность:
– слушание и пение русских народных песен;
– исполнение народных плясок и музыкальных игр.
Познавательно-исследовательская деятельность:
– беседа «Из чего были сделаны первые куклы»;
– игра-путешествие «Как жили люди на Руси?»;
– интегрированное развлечение «Мастера и мастерицы»;
– экспериментирование «Свойства глины, теста».
Коммуникативная деятельность:
– составление описательных рассказов по материалам, из которых делали первых кукол;
– придумывание сказок.
Труд: изготовление кукол.
Взаимодействие сродителями:
– экскурсия в краеведческий музей;
– фотовыставки «Русская кукла»;
– изготовление кукол;
– выставка кукол «Из бабушкиного сундука».
Заключительный этап
Презентация проекта
– сбор экспонатов для мини-музея «Русская кукла»;
– создание мини-музея русской куклы.
Результаты: обучая детей изготавливать кукол, мы убедились в проявлении интереса дошкольников к истокам русской старины. Для создания использовали только лоскуты ткани и нитки. Радует результат — создание мини-музея русской куклы из яркого, пестрого, праздничного кукольного хоровода. Результаты работы над проектом показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».