Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, январь 2020)

Дата публикации: 07.12.2019

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Лезина, Е. Г. Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности / Е. Г. Лезина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15505/ (дата обращения: 15.11.2024).



Гражданское, патриотическое воспитание учащихся является одной из важнейших проблем общественной жизни Российской Федерации. Эта тема сегодня звучит актуально. Подтверждение этому слова Президента: «У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм является единственной национальной идеей в России». Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного воздействия на человека. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Главная цель воспитательной работы заключается в том, чтобы воспитывать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности, нравственному поведению, любящую Родину, уважающую и соблюдающую законы своей страны. Наша задача найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Идея нравственного- патриотического воспитания находит своё преломление в уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса и находит своё продолжение во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект. Перечислю уже всем знакомые формы патриотического воспитания, которые все используют в своей работе.

– классный час

– беседа

– встреча с ветеранами войны и труда

– викторины

– посещение музеев

– проекты

– экскурсии, поездки, походы

– смотры конкурсы, выставки

– коллективно -творческое дело

– соревнования

– игра

– праздник

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? От них сидящих за этой школьной партой зависит будущее нашей страны.

Как известно музей осуществляет связь времён. Он даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебного процесса поколения кто жил до нас, воспользоваться их опытом работы в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Кроме того, сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что приобщать к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Школа является участником военно-партиотического межрегионального детского движения «Юные карбышевцы». Учеников начальной школы принимают в юные карбышевцы, вручая им значок движения. Проводятся мероприятия посвящённые Д. М. Карбышеву. Это конкурс чтецов о войне, конкурс боевых листков, спортивные соревнования, смотры строя и песни. Изучив биографию Д. М. Карбышева, учащиеся, которые стали юными карбышевцами, живут по следующим законам:

  1. Ты трудолюбив в школе и дома.
  2. Ты отзывчив. не пройдешь мимо тех кто нуждается в твоей помощи.
  3. Ты образованный и культурный человек, живущий по законам нравственности.
  4. Ты занимаешься физическим усовершенствованием, готовишься к защите Отечества.
  5. Ты любишь свою Родину, изучаешь её историю.

В классах учителя проводят кружок «Красота родного края», где они прививают устойчивый интерес к истории малой родины, знакомят с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Многие темы переплетаются с темами по предметам литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. Постоянно организовываются встречи с ветеранами, где дети читают стихи о войне, Родине, поют песни, дарят подарки, открытки, сделанные своими руками. Положительные эмоции получают как дети, так и взрослые.

Очень большой эффект дают посещения экскурсий, которые помогают больше узнать и понять окружающий мир, закрепить учебный материал. Например, экскурсии в краеведческий музей помогли больше узнать о своём крае, экскурсия в музей МЧС познакомила с историей пожарной охраны, правилами поведения на пожаре.

Большие возможности в реализации патриотического воспитания дают нам и уроки русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, совместная работа с учителями музыки и физкультуры.

Уроки литературного чтения помогают воспитывать гражданина, патриота своей Родины. Книга-это открытие мира. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, с природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на поступки ребёнка и его чувства. Для этого мы посещаем библиотеку, на уроках читаем книги о войне, уделяем внимание русскому народному творчеству. Меткие и остроумные пословицы и поговорки это- неиссякаемый источник многовековой мудрости народа.

Предмет математика — особый. Математику можно не только изучать, с её помощью можно постигать мир. Кроме знаний, умений и навыков дети получают и закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, поскольку " всё вокруг есть число». Использование обширного материала на уроках и во внеурочной деятельности даёт толчок к развитию творческих способностей школьников, создаёт условия для их личностного развития, нравственного взросления, проводя невидимые нити, связывающие с другими науками, великими открытиями, с искусством и судьбами людей. Участие в олимпиадах, конференциях, предметных неделях в школе даёт большие возможности раскрыться детям.

Для уроков русского языка подбираются тексты, которые кратко рассказывают о красоте городов нашего государства, о природе, взаимоотношениях людей. Дети пишут сочинения на патриотические темы.

Развитию гражданственности и патриотизма помогают и уроки окружающего мира. Предлагаемый материал помогает не только изучить окружающий мир, но и воспитать любовь к Родине.

Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания является удовлетворённость детей совместной деятельностью, активность участия школьников в мероприятиях патриотической направленности, результативность участия в конкурах, награды. Работа кружка «Красота родного края» показала, что детям нравится данная деятельность, она значима для них. Родители удовлетворены деятельностью детей, поддерживают их выбор.

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что воспитание — процесс непрерывный. Работа в данном направлении — это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота! Если работу по патриотическому воспитанию проводить постоянно, сделать её привычной и естественной, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитали в этом духе.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, литературное чтение, патриот, Родина, родной край, русский язык.

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов