Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, январь 2020)

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Ракушина, И. М. Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций / И. М. Ракушина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15515/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены мнения учёных об особенностях развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций, факторах, влияющих на них; раскрываются принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога, говорится о формировании и развитии необходимых для этого качеств.

Ключевые слова: развитие, творческий потенциал, самосовершенствование, творческое развитие, инициативность.

В литературе по педагогике творческий потенциал педагога определяется как совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества, что влияет на выбор профессии педагога, формирующийся во время учебы и развивающийся профессиональной деятельности в дальнейшем.

Творческий потенциал запоминает источники саморазвития индивидуума, способствующие его актуализации.

Рассмотрения Т. Ф. Башиной творческого потенциала личности педагога в качестве многозначной и динамической характеристики включает три компонента, дополняющих друг друга (ценностный, когнитивный, деятельностный). Она считает творческий потенциал личности педагога влияющим на гуманность, успешность учителя в профессиональной деятельности и его отношение к жизни в целом. [1, с. 521].

Ценностный компонент раскрывает мировоззренческую позицию человека собственными личностными приоритетами, отражает признание творчества ценностью, жизненной необходимостью, принятием образов творческой личности как ориентиров профессии и судьбы.

Креативную личность выделяет неизменная целенаправленность на творческий путь, творческое мышление, богатое воображение, развитая интуиция, единство знаний, умений и навыков, которые обеспечивают творческий подход для жизнедеятельности, мобильности, внутренней свободе. Креативность учителя в первую очередь отражается в его педагогическом творчестве. Это основа профессионального самосовершенствования.

Деятельностная составляющая творческого потенциала педагога обеспечивается проявлением особенностей личности в творчестве, способствуя творческой организации в образовательном процессе. Одним из компонентов является творческая талантливость учителя, особо выделяющие исследователями, формирование идей, генерация неординарных структур из стандартных элементов, связь традиционного и инновационного, гармонизация и детализация идей, высказанных ранее, предыдущего опыта [1, с. 523].

Творческий потенциал, развиваясь, превращается в многосложный процесс, самоидентифицирующий, самоопределяющий и самореализующий личность. Процессы самоидентификации и соотнесения личных достижений с достижениями коллег и степень удовлетворенности ими запускаются благодаря изменениям требований общества к учителям, знакомству с опытом педагогов-новаторов и достижениям коллег. Когда происходит активное накопление этого опыта, и появляется ощущение полной удовлетворённости своей успешностью. Творческий потенциал, то есть интеллектуальная система, определённое время работает достаточно результативно до тех пор, пока новые требования не придут как противоречие достигнутому результату. Личностные процессы, запускаясь с ранее неизвестной силой, заставляют творческий потенциал переходить на следующий, более высокий уровень. В противном случае начнётся деградирование, а этого быть не должно. Гарантировать профессионализм не может никакой опыт, поэтому очень велика вероятность столкновения его с противоречиями (требования времени) в результате падает уровень профессионализма и замедляется творческое развитие личности.

  1. Л. И. Сергейчик пишет о том, что в практике педагогического взаимодействия сформулированы следующие принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога.
  1. Принцип активности, включающий как предоставление педагогу возможности стать разносторонне развитой, гармоничной и творческой личностью, так и определение зоны ответственности реализовать эту возможность.
  2. Принцип деятельности, в соответствии с которым развитие творческого потенциала личности педагога понимается единством создания комплексной многоплановой творческой деятельности и организации креативного кооперирования и студентов, и учителей.
  3. Принцип коллективности. Степень творческого развития личности зачастую определяется степенью развития межличностных отношений конкретного коллектива (высокого уровня творческого развития).
  4. Принцип личностного подхода, согласно которому, необходимо учесть индивидуально-психологические особенности (память, внимание, тип темперамента, развитость каких-либо способностей и т. п.) личности педагога.
  5. Принцип развития, внутренне связанный с другими направлениями научного познания — детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин [6].

Факторами развития творческого потенциала по Н. В. Мартишиной представляются «как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности)». [3, с. 103].

Творческий потенциал стремящегося к развитию учителя видится открытым пространством для ассимиляции любых инноваций из области педагогики и психологии учащихся. Творческий потенциал может быть погублен (что приведёт к деградации) замкнутостью, недостатком передовой информации, отсутствием заинтересованности в поиске новых знаний.

Рост педагогического творчества и педагогического мастерства ускоряет темпы совершенствования, изменений и переходов на следующий уровень. Соответственно, педагог с более высоким уровнем творческих способностей, быстрее разовьётся; имея же низкий уровень организации творчества, снижаются и темпы развития. Найти оптимальные пути использования резервов поможет только личное желание и стремление к росту [3, с. 104].

Для того, чтобы развить творческий потенциал педагога, необходимо формировать и развивать такие качества как: инициативность, способность двигаться вперед, уверенность в себе, стремление по максимуму использовать появившиеся возможности, доводить начатое дело до финального конца.

Средства развития творческого потенциала личности включают в себя такие основные компоненты как: диагностика уровня развития творческих способностей педагога, мотивация личности педагога, создание условий для удачного развития и дальнейшей реализации личностного потенциала, контроль за качеством выполнения данной деятельности, проверка результатов совпадения запланированных и полученных [5, с. 106].

Как отмечает Н. В. Мартишина, педагогам может быть полезно понимание структуры, механизма развития творческого потенциала во многих ситуациях:

– в понимании трудностей, которые возникают в процессе творческой деятельности;

– в постановке целей и организации деятельности, направленной на развитие творческого потенциала;

– в понимании необходимости беспрерывного самообразования;

– в важности атмосферы сотворчества и сотрудничества (участие в креативных объединениях). Важный момент — мотивировать собственным желанием достигать и расти, с благодарностью перенимая опыт развития своих коллег;

– для грамотной организации развития творческого потенциала учеников [3, с. 48].

Как считает О. Ю. Яцкова, в грамотной организации развития творческого потенциала учеников выделяется ряд принципов:

– Принцип учета возрастных особенностей с посильными творческими задачами, представленных в актуальных для каждого возраста формах;

– Принцип трансляции творчества учителя, помогающий мотивировать на творческую деятельность поисками нестандартных форм работы, моделированием жизненных ситуаций, требующих неординарных решений, добиваясь стремления у самих детей к самообразованию и саморазвитию;

– Принцип создания атмосферы сотворчества, при котором важным становятся отношения межличностные (обязательно должны быть основаны на доверии и равноправии). Немаловажно всегда подчеркивать причастность учеников к успешным результатам совместной творческой деятельности с учителем и деятельности самого учителя [7, с. 26].

Педагог-организатор любой творческой деятельности в учебном процессе. Потенциал детей, уровень развития их креативности напрямую зависим от уровня развития их наставника, который обязан понимать всю серьёзность и ответственность. Понимать суть процессов основы формирования творческого потенциала, механизмов развития — значимо для педагога, так как они будут помогать педагогу в разрешении личностных и профессиональных проблем [7, с. 27].

Таким образом, творческий потенциал педагога определяется как целый комплекс психических процессов, свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического творчества, где генетически заложенные основы определяют выбор профессии педагога, формирующийся во время учебы и развивающийся в дальнейшем в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала — процесс непростой, принимая во внимание самоидентификацию, самоопределение и самореализацию личности. С развитием креативности педагогов, их мастерства ускоряются и темпы развития, изменения и перехода на следующую ступень. Только личное желание и стремление к росту позволят найти подходящие пути использования резервов (невостребованных ресурсов), которые таятся в самом педагоге.

Литература:

  1. Башина Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 521–525. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php
  2. Мартишина Н. В. К вопросу о моделировании процесса становления творческого потенциала личности педагога // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 3. — С. 69–72
  3. Мартишина Н. В. Становление творческого потенциала личности педагога: монография. — М.: Изд. Моск. психол.-соц. ин-т, 2011. — 264 с.
  4. Мартишина Н. В. К вопросу о психолого-педагогических условиях становления и развития творческого потенциала педагога // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7 — С. 103–114.
  5. Мартишина Н. В. Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели и технологии // Российский научный журнал. 2013. — № 2(3). -С. 103–111.
  6. Сергейчик Л. И. Педагогические условия формирования креативности // de.dstu.edu.ru: Центр дистанционного обучения и повышения квалификации. — http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ConfEng/articles %5Carticle14.htm
  7. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25–27
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческий потенциал личности педагога, педагогическое творчество, творческая деятельность, творческий потенциал педагога, высокий уровень, профессиональная деятельность, всестороннее развитие, личное желание, творческая личность.

Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)

В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Воспитание как формирование и развитие личности

В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...

Похожие статьи

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)

В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Воспитание как формирование и развитие личности

В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...