Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством
Авторы: Шакирова Лилия Разифовна, Чернышева Альфия Разифовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.12.2019
Статья просмотрена: 685 раз
Библиографическое описание:
Шакирова, Л. Р. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством / Л. Р. Шакирова, А. Р. Чернышева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15520/ (дата обращения: 16.11.2024).
Музыкальные способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. К основным музыкальным способностям современная наука относит: музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение.
Применительно к формированию музыкальных способностей у ребёнка дошкольного возраста, эта проблема рассматривалась сравнительно небольшим количеством специалистов (М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, Г. А. Ильина, К. В. Тарасова). В отечественной психологии концепция изучения развития способностей у дошкольников складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
Выдающийся ученый советской эпохи Б. М. Теплов в классическом труде «Психология музыкальных способностей» впервые классифицировал музыкальные способности на основные и специальные [2, с.12]. Подход Теплова был развит в отечественной музыкальной психологической и педагогической науке в работах Л. Л. Бочкарёва, Н. А. Ветлугиной, А. Л. Готсдинера, В. М. Остроменского, М. С. Старчеуса, Г. М. Цыпина и др.
Среди достижений российских ученых так же следует отметить работы Л. А. Баренбойма, А. Н. Сохора, М. Г. Арановского, Г. М. Цыпина и др. Обобщением этих достижений стала концепция музыкальности К. В. Тарасовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей». В последние годы вышли фундаментальные труды М. С. Старчеус «Слух музыканта» и Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности».
К основным музыкальным способностям современная наука относит: музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение [1, с.28]. Тарасова К. В. вводит классификацию музыкальных способностей на сенсорные (т. е. связанные с ощущением) и интеллектуальные. Первые включают музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект и музыкальное воображение. Следует учесть, что даже очень музыкально одаренный человек рождается не с «готовыми» музыкальными способностями, а только с их задатками. А дальше необходима благоприятная музыкальная обстановка, чтобы из этих задатков сформировались музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей — комплексный и непрерывный процесс.
Основными целями и задачами развития детей дошкольного возраста в области музыкальной деятельности является приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений [5, с.91]. На музыкальных занятиях первоочередное внимание уделяется развитию музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Достаточно эффективно в практике дошкольных образовательных учреждений реализовывать систему развития музыкальных способностей воспитанников посредство знакомства с народным творчеством.
Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры и хороводы дают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Потешки, прибаутки, небылицы удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей. Припевки, колядки, скороговорки, заклички легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элемент игры. Все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, помогают окрепнуть детским голосам, обогащают речь, вносят разнообразие в игровую деятельность детей.
Игровые и плясовые песни — яркие, напевные, поэтичные. В любую песню вносятся элементы игры — пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни («Раз, два, люблю тебя», «Вдоль по улице молодчик идет», «Лапти», «Во кузнице», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Пошла Дуня за водой» и др.). Русские народные игры очень любимы детьми. Во многих играх поются короткие или длинные песенки, мелодии которых доступны каждому ребенку («Сахаринка», «Сижу я на камушке», «Арина», «Жнеи», «Бабушка Маланья», «Тетера шла», «В Яшеньку», «Подушечка» и др.), разыгрываются диалоги («Пахари и жнецы», «Маковое зернышко», «Редьки», «Бояре» и др.).
В работе со старшими дошкольниками также эффективны словесные игры: они требуют сообразительности, внимания, настойчивости («Ай да птица, что за птица», «Да-нетка», «Фанты» и др.), учат выдержке, терпению («Молчанка»), умению соблюдать правила игры, развивают воображение, умение находить правильное решение, дружить.
Подвижные игры — одно из величайших достижений народной педагогики. В них отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. По ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача подтверждают целесообразность их включения в любое занятие («Шел козел дорогою»..., «Гуси-гуси», «Жмурки», «Прятки», «Дедушка-рожок», «Царь», «Золото», «Гори, гори ясно!», «Два Мороза», «В перстни», «Колечко», «Краски» и др.). Следует отметить, что используются разные варианты одной и той же игры: люди разных поколений, жители разных местностей вносят свои изменения.
Различные народные игры (словесные, подвижные, музыкальные, хороводные) предусматриваются на каждом занятии. Игра сочетает в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному освоению детьми фольклорного языка. Русский хоровод способствует объединению людей. Это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. Именно в хороводах с любовью воспеваются широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая березонька, цветущая калина. («Во поле береза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся, вейся, капустка» и др.) [3]. Игры и хороводы помогают детям представить себя сильными, меткими, ловкими, развивают сообразительность и смекалку, дают почувствовать себя певцами и плясунами, трудолюбивыми молодцами и красными девицами. Рассмотрим подробнее некоторые виды русских народных игр.
Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота» может стать хитом любого фольклорного праздника. Для игры нужно хотя бы 7–8 участников, но если народу больше, то играть веселее. Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором поют такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра обычно идет до двух последних непойманных игроков. Они становятся новыми воротами.
Русская народная игра «Маша и Яша». Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.
Важное место в реализации перспективного плана по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста занимает сотрудничество детей и взрослых (педагогов и родителей). Формами такого сотрудничества могут быть:
− создание детского и взрослого фольклорного ансамбля, участие его в занятиях по знакомству с русским народным творчеством, проведение народных праздников и гуляний;
− традиционное проведение народных праздников («Осенние посиделки», «Веселая ярмарка», «Едет Масленица дорогая!», «Светлая Пасха» и др.);
− организация выставок работ по изодеятельности и ручному труду («Рукам работа — душе праздник», «Творческая мастерская»);
− украшение интерьера детского сада совместными работами («В мире сказок», «В гости к нам пришли матрешки», «Народные тряпичные куклы» и др.);
− выставки интересных предметов («Русские сувениры», «Гжельские узоры», «Деревянное зодчество», «Россия — Родина моя!», «Русская изба»);
− создание в группах так называемых художественно-эстетических центров, где находятся предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, детские музыкальные и шумовые инструменты;
− создание народного уголка, где сосредоточены предметы домашней утвари, посуды (печка, люлька, сундук, коромысло с ведрами, колодец, лапти и пр.);
− изготовление самодельных книг с загадками, стихами, сказками, приключениями собственного сочинения;
− театрализованные постановки музыкальных сказок «Приключения Колобка», «В гостях у тети Кошки», «Волк и семеро козлят» и др.);
− использование русского костюма, атрибутов, что способствует пониманию детьми русского народного характера; без него невозможно проникнуться чувством национального стиля, войти в роль [4, с.11].
Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством с целью развития музыкальных способностей зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.Необходимо, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей творческой деятельностью.
Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов (заклички, попевки, песни, частушки, хороводы, музыкальные игры). Народное творчество влияет не только на развитие музыкальных способностей, но и на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие народные игры сопровождаются песнями. В целом, использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность и в самостоятельной деятельности.
Литература:
- Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 128 с.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2001. — 240 с.
- Капица, Ф. С. Русский детский фольклор [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=210911. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2018г.)
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: / И. Каплунова. — СПб.: Композитор, 2007. — 140 с.
- Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология [Текст] / Г. П. Овсянкина. — Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2014. — 239 с.