Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, январь 2020)

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15533/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Ключевые слова: профессия, специалист, жизненный путь, будущее, среднее профессиональное образовательное учреждение, факторный анализ, регрессионный анализ

The article presents the results of a regression analysis, identifying the main factors of the semantic future of college students and their importance in the preparation of students studying in various specialties.

Keywords: profession, specialist, life path, future, secondary vocational educational institution, factor analysis, regression analysis

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Требования современных реалий, когда бывает недостаточно только теоретических знаний и молодой специалист должен уметь так же самоопределяться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, брать на себя ответственность в том числе и за собственное будущее. Выбор своего будущего всегда не простая задача, требующая анализа своих возможностей в соотношении со своих интересов и, желаний. В случае несовпадения производственной ситуации и «виртуальной реальности», созданной богатым воображением молодого специалиста, он может оказаться в ситуации неопределенности или вовсе разочароваться в своей профессии [1]. Вот в этом пространстве выбора и возникает основная трудность, основные противоречия, в разрешении которых большую роль могут играть образовательные учреждения [3.4].

С целью определения основных факторов, влияющих на выбор профессиональной направленности на базе ГБПОУ Нижегородского колледжа малого бизнеса в 2018–2019 году было проведено научное исследование. Выборка составила 251 человек, обучающихся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм». Для количественной обработки данных применялись следующие методы: факторный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий различий для независимых выборок U –Манна Уитни.

При применении факторного анализа из представленного множества переменных были выделены 8 личностных факторов. К ним были отнесены: «интернальная личностная диспозиция», «социально-психологической адаптивности», «мотивации достижения успеха», «готовности к социальному взаимодействию», «позиции лидерства», «личностной креативности», «познавательной личностной диспозиции», «комфорта и коммуникации» [2].

В дальнейшем в исследовании был применен множественный регрессионный анализ. При его проведении был исключен ряд факторов, регрессионные коэффициенты которых оказались статистически незначимыми. А наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной (профессиональное самоопределение студентов, выбравших специальности гостиничный сервис и туризм) сделали:

Мотивация достижения успеха (ß = 0.282) — склонность принимать участие в проблемно ориентированных действиях или воплощать поведение, направленное на достижение цели. Такое поведение характеризуется стремлением выполнять задачи лучше, чем в предыдущий раз, или желанием превышения высокого внешнего или внутреннего уровня мастерства. Низкая готовность к социальному взаимодействию (ß = –0.229) — показатель, который в нашем исследовании оказался с отрицательным знаком, что указывает на то, что для достижения успеха студент должен быть неуступчивым, самостоятельным и независимым. Согласно результатам данного исследования, наличие низких показателей, составляющих компонент «готовности к социальному взаимодействию», обеспечивают студентам выбравших специальности гостиничный сервис и туризм высокий уровень профессионального самоопределения. Интернальная личностная диспозиция (ß = 0.211) в зафиксированных показателях предусматривает личностную зрелость, готовность нести ответственность за свои поступки и вмещает шесть составляющих: общую интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в производственных отношениях, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях, интернальность в сфере межличностных отношений.

Как известно, работники-интерналы последовательны в достижении целей, склонны к самоанализу, независимые, производительные при принятии решения и в ситуациях, связанных с риском, они всегда готовы отложить какое-то мгновенное удовольствие ради достижения пусть и отдаленного, но более ценного результата; интерналы больше экстерналов уверены, что упорный труд ведет к высокой производительности, а высокая производительность — к большему «вознаграждению». Их общая удовлетворенность трудовой деятельностью значительно выше, чем у экстерналов.

Таким образом, метод множественного регрессионного анализа дополнил прогностическими детерминантами определения факторов профессионального самоопределения студентов колледжа: наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной («профессиональное самоопределение студентов выбранных специальностей») внесли факторы мотивации достижения успеха (b = 0.280), готовности к социальному взаимодействию (b = -0.229) и интернальной личностной диспозиции (b = 0.211). Это позволило конкретизировать различия по определенным интегральным переменным и констатировать, что уровень рассматриваемых факторов профессионального самоопределения студентов в комплексе их личностных свойств в наибольшей степени определяют критерии: социальной полезности, общей активности, социального статуса, жизнеобеспечения и успеха; высокие показатели интернальности в сфере достижений, производственных и семейных отношений, в сфере неудач и межличностных отношений; а также особенности их социального взаимодействия, которые выражаются в неуступчивости, самостоятельности, корысти, недоверчивости и излишней независимости.

Литература:

  1. Егорова Т. Е., Никольская А. А., Скуратовский С. М. Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте субъектности и активности человека. Международный научно-исследовательский журнал Успехи современной науки № 2. 2017, с. 96–99
  2. Егорова Т. Е., Голубева Е. А., Роль факторов смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов/Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 9
  3. Заболотная С. Г. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. –№ 4.–С.49–56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1640 (дата обращения: 08.05.2019).
  4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Ассиметричное профессиональное будущее современной молодежи / Педагогическое образование в России. 2013. № 4. — С.258–263
Основные термины (генерируются автоматически): социальное взаимодействие, личностная диспозиция, профессиональное самоопределение студентов, регрессионный анализ, факторный анализ, высокая производительность, гостиничный сервис, множественный регрессионный анализ, молодой специалист, мотивация достижения успеха.

Похожие статьи

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе

В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов

В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Похожие статьи

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе

В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов

В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...