Место классного руководителя в системе воспитания учащихся
Авторы: Кечил-оол Айырана Кудер-ооловна, Хольшина Марина Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 28.12.2019
Статья просмотрена: 722 раза
Библиографическое описание:
Кечил-оол, А. К. Место классного руководителя в системе воспитания учащихся / А. К. Кечил-оол, М. А. Хольшина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15558/ (дата обращения: 20.12.2024).
В системе воспитания учащихся надо определить место классного руководителя, видеть главную линию — взаимодействие с самим ребенком. Место классного руководителя — рядом с ним, основная его функция — взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания. Только если эта диалоговая педагогика оказывается недостаточной, начинается контактная работа с родителями, с другими учителями, с группой, с общественными силами в работе техникума.
Ключевые слова: классный руководитель, учащиеся, личность, техникум, воспитание, родители.
В системе целей воспитания, ставятся задачи на необходимость формирования индивидуального стиля жизни, обеспечения условий для полноценного проживания не столь уж длинной человеческой жизни и каждого ее этапа: детства, отрочества, юности, зрелости. То есть речь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. Жизненное самоопределение более широкое понятие, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, как самореализация человеком сил и способностей.
На формирующую личность как социальный заказ можно предположить: с позиций общечеловеческих все — и родители, и техникум и местные и государственные властные органы — и государственные властные органы — сойдутся на том, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию). В этих трех категориях содержится генетический код человечества: через них осуществляется передача культурного наследства — всего того, что оно накопило в ходе биологической и социальной эволюции. Таким образом, тремя этими крупными блоками можно обозначить задачи любого педагога, воспитателя [1].
Эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. Бытовая сфера включает подростка домашний образ жизни, материальную и предметно-эстетическую среду. Эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на неудовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, со взрослыми, сверстниками и с другими категориями людей.
Иначе говоря, педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание подростка, содействует развитию способностей, используя сферы и средства, такие как деятельность, общение и бытие (образ жизни).
Каждый преподаватель формирует учащегося не по частям, он имеет дело с целостной личностью, он должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Однако в зависимости от своей профессиональной и социальной роли педагог организует ту или иную преимущественную сферу жизни подростка: учитель работает, главным образом, в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, педагоги ведущие кружки обеспечивают культурный досуг. Классный руководитель в этой цепочки занимает особое место.
Каждый классный руководитель должен работать совместно с коллегами, с семьей и общественностью. Иначе говоря, воспитатель, решая свои задачи, обращается за помощью к другим учителям, родителям, в трудовые коллективы и т. д.
Если мы попытаемся построить функции воспитателя с точки зрения самого подростка, его интересов возрастных потребностей, то главная задача не только родителей, но и классного руководителя — защитить ребенка, и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Одна из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от голода, холода, одиночества.
Представим все компоненты социальной среды в защите ребенка. В семье — мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. В товарищеской среде — ближайший друг или подруга. Техникум должен осознавать свое предназначения защищать учащегося, выражать его интересы. Дети должны видеть в преподавателях тех людей, на которых можно рассчитывать в трудные минуты.
Кто в техникуме может взять на себя эту функцию? Кто ближе всех стоит к личности растущего человека? Конечно, классный руководитель.
Представим себе, что он входит в класс, беседует с отдельными учащимися не для того, чтобы делать замечания по жалобам других преподавателей, а для того, чтобы узнать, почему так трудно мальчику или девочке, отчего он груб, что мешает ему жить в дружбе с другими детьми, получать хорошие отметки. А главное — узнать ему это надо, чтобы защитить, а не обвинить подростка. Такая позиция делает классного руководителя истинным другом подростков, стоящим на защите их интересов.
Учащийся становится носителем не абстрактной функции «студент», а превращается в человека. Отсюда у классного руководителя появляется возможность построения программы человеческой работы.
Позиция защиты становиться фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.
Подход к ребенку с точки зрения его защиты естественно подводит нас к задаче обеспечения его здоровья. Один ваш учащийся жалуется на головную боль, но он не знает, что у него ухудшилось зрение. Другой — постоянно раздражен, вспыльчив, оказывается это связано с заболеванием желудочно-кишечного тракта. Для классного руководителя — защитника подростка, что из этого следует? Нужны знания физиологических особенностей и основных показателей функциональных расстройств организма человека.
Таким образом, первая целевая программа, которую должен освоить и реализовать культурный педагог — программа «Здоровье».
Она предполагает: самообразование учителя в этой области, совместную работу с врачом, работающим в техникуме, который на основе диспансеризации может дать каждому учащемуся его основные показатели здоровья и составить программу в соответствии состояния здоровья подростка.
Следующая сфера, в которой ребенку очень нужна защита — это общение. Оказавшись в неблагоприятной товарищеской среде, подросток обретает различные комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность в семье, с младшими, с учителями. В этих условиях невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Да и физическое его здоровье под угрозой.
Важнейшая функция преподавателя — научиться корректировать отношения между людьми, войти в сферу общения детей и понять положение каждого в ней.
Однако нельзя идти только по следам событий, приходиться вести серьезную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях.
Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду категорию добра, как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?
Высшая ценность — человеческая жизнь. Она дана человеку и посягать на нее не имеет права никто. Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления — преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь — это мать.
Родная земля, дом, семья — те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность. Сколько семей, столько и особенностей воспитания [4, с. 8].
Право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, оно становиться ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям, и обществу в целом.
Иначе высвечиваются основные направление работы педагога с позиции защиты подростка, обеспечивающие благополучие в сфере учения.
Учение — очень трудная работа. Едва ли не самая трудная из всех имеющихся деятельностей. Надо понимать, что, хотя основы знаний необходимо получить каждому, профессионально познавательной деятельностью, научной работой будет заниматься далеко не каждый. У одного мальчика золотые руки, он может сделать любую вещь, а другой просто гениален в общение с другими. Может это их жизненное предназначение, а пока нужно заставлять себя учиться, работать на уроках и выполнять задание преподавателя, что дано не каждому. Понятно, что дисциплинированными мерами, ужесточением требований здесь ничего сделать нельзя. Поэтому начинать надо с другого. Классный руководитель должен знать о здоровье, о положении в среде сверстников, состоянии семейного климата каждого своего подопечного. Защита учащегося означает, разъяснение всем учителям — предметникам индивидуальных особенностей учащихся, стремление добиться, чтобы каждый преподаватель понимал подростков.
Классный руководитель защищает не ученика, а человека в нем, подходит к каждому подростку. У каждого настоящего преподавателя существует своя система работы. Назовем основные направления: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместная работа с учителями-предметиками, завучем; организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместных с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы группы.
Сам преподаватель должен иметь знания, умения, способности, чтобы успешно осуществлять стоящие перед ним задачи. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и учащихся воспитательные задачи [2, с. 68].
Профессиональные способности классного руководителя можно разделить на три основные группы: рефлективно-аналитические, организаторские, коммуникативные.
Первую группу составляет способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы: умение предвидеть последствия и результаты деятельности. С другой стороны, преподаватель должен овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива. Оценивать путем наблюдения и анализа уровень индивидуального развития учащегося и условия семейного воспитания, влияния товарищеской среды на подростка в целом анализировать свою жизнь и работу.
Организаторская деятельность преподавателя предполагает умение ставить перед собой и перед учащимися цели, причем только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы группы; способность создавать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, возможность индивидуальной самореализации детей и т. д.); обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь подростка в семье и техникуме. Важный аспект организаторской деятельности — координация усилий семьи, преподавателей, внешкольных педагогов в воспитании учащихся [3, 114].
Коммуникативные качества классного руководителя, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным учащимся. Для этого требуется подход к нему с «оптимистической гипотезой», вера в его силы и возможности, демонстрация желания понять, поддержать и защитить его. Требуется умение корректировать межличностные отношения между студентами, выступать справедливым арбитром в решении конфликтов, помогать взаимопониманию учителей-предметников с учащимися группы, устанавливать дружеские отношения студентов своей группы, с другими параллельными группами и достигать взаимопонимания с родителями.
Важнейшее условие здорового психологического климата в техникуме и предпосылка сотрудничества с группой и другими субъектами воспитания — пример коммуникативной доброжелательности классных руководителей.
Литература:
- Битинас, Б. П. Введение в диагностику воспитания. — / Б. П Битинас, Н. К. Голубев. — Москва: 1989.
- Воробьев, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. / Г. Г. Воробьев — Москва: 1991. — С. 68.
- Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя /О. С. Газман, А. В. Иванов. — Москва, 1992. — С. 114.
- Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова — Москва, 1999. — С. 8.
Похожие статьи
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией
Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...
Воспитательная работа в учреждениях НПО
В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Формирование учебной мотивации младших школьников (на примере базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г. Железноводске)
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии. Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника ст...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника
Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника. Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зави...
Управление адаптацией нового сотрудника
В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...
Похожие статьи
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией
Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...
Воспитательная работа в учреждениях НПО
В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Формирование учебной мотивации младших школьников (на примере базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г. Железноводске)
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии. Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника ст...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника
Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника. Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зави...
Управление адаптацией нового сотрудника
В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...