Методические рекомендации по обучению искусству батика на занятиях творческих кружков
Автор: Хакимова Гульнора Абдумаликовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 10.01.2020
Статья просмотрена: 602 раза
Библиографическое описание:
Хакимова, Г. А. Методические рекомендации по обучению искусству батика на занятиях творческих кружков / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15552/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья включает в себя как теоретические сведения, так и описание практических занятий в творческих кружках и в учебных мастерских. Так же, статья содержит необходимый методический материал по художественной росписи тканей (батик).
Целью статьи является научить молодежь практическим навыкам художественной обработки ткани, развить творческие способности детей среднего и старшего возраста. В статье даются практические советы по организации и проведению кружковых занятий.
Ключевые слова: батик, бандан, аппликация, макраме.
Художественная роспись тканей— батик
Ткань — это материал,привычный и доступный для каждого с раннего детства. В быту нас окружают масса всевозможных тканей, среди них одежда, игрушки, предметы быта, жилые и общественные интерьеры. Чаще всего ткани декорируются фабричным способом и очень редко руками человека. В процессе обучения детей художественной росписи тканей трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Искусством батика — росписью тканей можно заниматься на кружковых занятиях по декоративному рисованию. Кружок росписи по тканям, является одним из самых эффективных и популярных, так как основными свойствами росписей, является быстрота исполнения, яркость красок и красота расписанной ткани. Основная задача руководителя кружка, то есть педагога — привить детям любовь к рисованию на ткани, этом мягком податливом материале, по которому краски растекаются особым образом, помочь в овладении навыками росписи.
Цели изадачи работы
Целью работыявляется овладение участниками кружков техниками художественной росписи тканей, включающими свободную роспись, бандан, холодный батик и горячий батик.
Основной задачей работы является:
- Ознакомление с историей развития видов художественной росписи тканей;
- Изучение красителей и резервирующих составов для росписи и способами их приготовления;
- Освоение натяжения ткани на раму для росписи и способом перевода рисунка с эскиза на полотно;
- Выполнение образцов в технике свободной росписи;
- Освоение техники бандан, выполняя разные образцы;
- Овладение техникой холодного батика, выполняя разные образцы;
- Теоретическое изучение способов росписи горячий батик;
Методические указания
После ознакомления с историей развития художественной росписи тканей, участники творческих кружков должны приступить к изучению красителей, которые будут использоваться при росписи. Одновременно нужно изучать ассортимент тканей, пригодных для работы с определенным видом анилиновых красителей.
Для росписи наиболее удобны тонкие ткани, такие как шелк, крепдешин и шифон. Роспись можно делать на искусственном или синтетическом волокне, но в этом случае используются дисперсные красители. Для росписи ткани существуют специальные рамки с крючками, которым можно регулировать внутренний размер. Если мастерская не оборудована такими рамками, можно использовать обычные подрамники или пяльцы для вышивания. Накалывать полотно кнопками нужно с середины на расстоянии 3–5 см, потому что ткань по нему более растягивается. Краска обычно ровно растекается только по горизонтальной плоскости, поэтому рама с натянутым полотном всегда должна располагаться горизонтально. После того, как полотно натянуто, его ограничивают линией холодного резервирующего состава по наружному периметру рамы со скосом и по внутреннему — рамы без скоса.
Особенности живописи по ткани, следующие:
– текучесть краски по ткани большая, чем по бумаге;
– более интенсивная цветовая насыщенность росписи в отличие от акварельного рисунка. Акварельная живопись прозрачна, белая бумага просвечивает.
Анилин в росписи пропитывает ткань насквозь, поэтому понижать цветовую и тональную насыщенность в росписи можно только добавлением воды в краску.
– при росписи по тканям необходимо иметь две палитры: одну пластмассовую, с емкостями для воды и красок; другую из той же ткани, на которой выполняется роспись. Краски смешиваются в пластмассовой палитре, цвет можно пробовать на материале, потому что на каждом сорте ткани краска может давать разные оттенки. В свободной росписи кроме кисточек можно пользоваться отдельными для каждого цвета тампонами. Есть несколько способов работы в технике свободной росписи:
- Свободная роспись по соленому густому раствору
Натянутую на раму ткань, нужно пропитать соленым раствором, после высыхания расписывают красками. Кристаллы и соли не дают краске растекаться, поэтому она ложится мазками по форме эскиза. Однако при таком способе нельзя ровно покрывать большие плоскости цветом, иначе на ткани будут видны мазки от кисти или тампона. Солевой раствор должен готовиться для различных тканей разной концентрации:
– для крепдешина — 20 %
– для капрона — 20–30 %
– для хлопка — 30 %
– для шести — 15 %
- Свободная роспись внесколько покрытий
Работая этим способом ткань расписывают разведенными с водой анилиновыми красками, задавая общий колорит росписи, но несколько раз пониженный в тоне. После высыхания кистью с небольшим количеством краски необходимо уточнить рисунок более насыщенным цветом. Частицы краски первого слоя, делают следующий слой краски менее текучим. Расписывая таким способом, можно добиться очень интересного декоративного эффекта, то есть сложную по форме и насыщенную тональную линию контура своего цвета.
Роспись способом бандан
При росписи способом бандан, некоторые участки ткани резервируются от воздействия краски тугим перетягиванием крепких ниток. Далее ткань нужно либо опустить в резервуар с красителем, либо покрасить при помощи кисточек и ватных тампонов. Технические возможно такого способа невелики, им можно воспроизвести на ткань только окружности и прямые линии, которые идут в самых разных направлениях. Однако, краска которая произвольно растекается по складкам ткани, дает весьма причудливые эффекты.
Этот способ необходимо изучить потому, что в школьных кружках он может быть широко применен в работе с младшими возрастными группами.
Холодный батик
Это способ художественной росписи ткани, при котором тонкими замкнутыми линиями холодного резерва, разделяют границы цветовых участков. Изобразительные возможности этой техники очень широки, количество используемых цветов не ограничено, возможна тонкая проработка некоторых деталей. После того как эскиз на бумаге будет готов, рисунок переводится на натянутую на раму шелковую ткань. Стеклянной трубочкой с тонким концом, под углом 135° нужно приступать к наводке контура резервирующим составом. Этот загнутый кончик должен иметь тонкие стенки, потому что от его диаметра зависит толщина линий контура.
Резерв можно купить или приготовить в домашних условиях. Для этого в герметически закрывающую металлическую посуду нужно налить 500 г резинового клея, добавить 100 г размельченного парафина и 4 г канифоли. Всю эту смесь нужно залить 500 г бензина и непрерывно перемешивая нужно поставить на водяную баню на электроплитку. (Выполнять это, нужно строго под присмотром старших). Состав должен стоять в кипящей воде 10–15 мин. Крышку не следует прикрывать плотно, под воздействием паров бензина она может вылететь с большой силой. После приготовления состав должен сутки постоять, поэтому готовить резерв нужно накануне занятий, если состав получился густым, его нужно разбавить бензином.
Последовательность итехника выполнения задания:
- Вводная лекция. Выдача задания.
- Дома нужно выполнить эскиз (М1:1) для свободной росписи с растительными мотивами в технике акварельной живописи по сырому.
На занятиях они должны изучать способы натяжения ткани на раму и варианты перенесения рисунка с эскиза на ткань, затем они начинают расписывать ткань свободным способом. На занятиях обязательно нужно иметь рамку 30x30 или 30x40 см, деревянные пяльцы, канцелярские кнопки, беличьи кисти разных размеров, палитру и куски тканей.
- Для занятий росписи по соленому густому раствору, потребуется то же, что и для предыдущего задания, только эскиз должен быть в чисто акварельной технике (М1:1). Композиция должна представлять собой декоративный натюрморт из разных цветов и плодов.
- Для занятий по росписи бандан, не нужны рамки, стеклянные трубочки и предварительные эскизы. Необходимы белые хлопчатобумажные нитки № 10, иголка, ножницы, свечи.
- Для занятий по росписи ткани в технике холодного батика с резервирующим составом одного цвета необходима рамка, канцелярские кнопки, беличьи кисти, палитра и пяльцы. Эскиз должен представлять собой композицию из растительных мотивов с четко разделенными цветовыми участками.
Ознакомившись с техникой росписи ткани в соответствии с классическим принципом «от простого к сложному», любители и начинающие научатся этому искусству, узнают много интересных информация о красках, материалах и технологии. Те, кто имеет опыт росписи тканей, будут интересны приёмы и рекомендации по искусству батик.
Литература:
- Б. В. Нешумова. «Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов». М.: Просвещение.1986
- М. О. Синеглазова. «Распишем ткань сами». М.: Профиздат.2001
- И.Перелёшина «Батик. От основ к импровизации». Паритет.2008
Похожие статьи
Методический материал по художественной обработке ткани на занятиях творческих кружков
Данная статья включает в себя как теоретические сведения, так и описание практических занятий в творческих кружках и в учебных мастерских. Также статья содержит необходимый методический материал по художественной обработке различных тканей: макраме, ...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах
В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Создание STEM-проектов для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся путем интеграции естественно-математических предметов с целью формирования научного мышления
В статье излагаются результаты практического опыта организации учебно- исследовательской деятельности учащихся через интегрированные STEM-проекты. Интегрированные STEM-проекты позволяют развивать познавательную активность и исследовательские навыки у...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников
В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...
Учебные и исследовательские проекты на занятиях робототехникой у детей 8–11 лет в дополнительном образовании
Статья посвящена обучению робототехнике при помощи исследовательских и учебных проектов. Рассматриваются этапы работы над проектом и виды проектов. Описываются «ментальные привычки», благодаря которым обучающиеся в будущем смогут решать любые учебные...
Значение игрового метода на занятиях физической культурой
В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...
Интерактивные технологии на уроках математики
Данная статья посвящена особенностям интерактивных технологий на уроках математики. Интерактивные технологии дают возможность проводить задание с большей продуктивностью, а еще оказывают лестный эффект на увеличение свойства познаний, мотивированност...
Похожие статьи
Методический материал по художественной обработке ткани на занятиях творческих кружков
Данная статья включает в себя как теоретические сведения, так и описание практических занятий в творческих кружках и в учебных мастерских. Также статья содержит необходимый методический материал по художественной обработке различных тканей: макраме, ...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах
В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Создание STEM-проектов для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся путем интеграции естественно-математических предметов с целью формирования научного мышления
В статье излагаются результаты практического опыта организации учебно- исследовательской деятельности учащихся через интегрированные STEM-проекты. Интегрированные STEM-проекты позволяют развивать познавательную активность и исследовательские навыки у...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников
В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...
Учебные и исследовательские проекты на занятиях робототехникой у детей 8–11 лет в дополнительном образовании
Статья посвящена обучению робототехнике при помощи исследовательских и учебных проектов. Рассматриваются этапы работы над проектом и виды проектов. Описываются «ментальные привычки», благодаря которым обучающиеся в будущем смогут решать любые учебные...
Значение игрового метода на занятиях физической культурой
В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...
Интерактивные технологии на уроках математики
Данная статья посвящена особенностям интерактивных технологий на уроках математики. Интерактивные технологии дают возможность проводить задание с большей продуктивностью, а еще оказывают лестный эффект на увеличение свойства познаний, мотивированност...