Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефимова, А. И. Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст / А. И. Ефимова, О. С. Калачина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15578/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного образования определяется удовлетворенностью образовательными услугами, профессиональной компетенцией специалистов, а также подготовкой детей к дальнейшему школьному обучению. Таким образом, оценка качества дошкольного образования в детской образовательной организации рассматривается как многоуровневая система, каждый уровень которой имеет свой объект оценки.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, компетентность специалистов, направления образовательной деятельности, удовлетворенность родителей образовательными услугами.

Дошкольное образование, представляющее собой первую ступень российской образовательной системы, характеризуется целевой направленностью на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат — развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения — предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, уровень профессиональной компетентности специалистов является одним из определяющих факторов при выборе родителями дошкольного образовательного учреждения.

Профессионально компетентный специалист должен обладать «необходимыми для качественного и производительного труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности» [1]. Под педагогической компетентностью понимается характеристика личности, обусловливающая готовность и способность выполнять педагогические функции и предназначения для продуктивного решения учебно-воспитательных задач [2].

О степени соответствия ДОО главному назначению детских садов — педагогическому, направленному на оказание профессиональной помощи и поддержки семье в вопросах развития и воспитания детей со стороны квалифицированных компетентных педагогов и специалистов дошкольного образования, — можно судить по мнению потребителей дошкольных образовательных услуг, отражающему их удовлетворенность качеством услуг.

В рамках исследования «Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством дошкольного образования» ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» в марте 2019 г. был проведен социологический опрос 380 родителей-получателей образовательных услуг дошкольных образовательных организаций (ДОО) Республики Мордовия. Отбор респондентов осуществлялся в соответствии с территориальной принадлежностью ДОО (ГО Саранск — муниципальные районы), в которой респонденты получают услугу. В задачи исследования входила оценка следующих показателей, определяющих удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования: профессиональная компетентность специалистов; основные направления образовательной деятельности; подготовка детей к обучению в школе;качество дошкольного образования в целом.

Результаты исследования продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности родителей обучающихся профессиональной компетентностью специалистов. Рейтинг удовлетворенности по специалистам выглядит следующим образом: воспитатели — 98,2 %, музыкальный руководитель — 91,8 %, медицинский работник — 85,4 %, инструктор по физкультуре — 79,9 %, учитель-логопед — 59,5 %

Оценка родителей профессиональной компетентности специалистов детского сада коррелирует с группами, дифференцированными по возрасту: с увеличением возраста детей удовлетворенность родителей профессиональной компетентностью воспитателей и музыкальных руководителей уменьшается, а учителя-логопеда и инструктора по физкультуре значительно увеличивается. Родители придают большое значение логопедическим занятиям и занятиям по здоровьесбережению в старших группах, так как считают, что речевые нарушения и нарушения физического развития в дальнейшем будут препятствовать успешному школьному обучению. Значимость медицинского обслуживания детей в детском саду подтверждается высоким уровнем удовлетворенности родителей детей всех возрастных групп деятельностью медицинского работника.

Родители высоко оценивают уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольных учреждений, прежде всего воспитателей и музыкальных руководителей. Низкий уровень удовлетворенности деятельностью учителей-логопедов объясняется нехваткой этих специалистов в детских садах и тревожностью родителей по поводу отсутствия раннего оказания логопедической помощи.

Результативность образовательной деятельности и учет потребностей и интересов родителей обучающихся в проектировании образовательного процесса можно выявить посредством их оценки основных направлений образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольном образовании реализуется по 5 направлениям, обеспечивающим познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей [3]. В каждом из направлений критерии и показатели построены таким образом, чтобы сбалансировать процессы социализации и индивидуализации ребенка в образовательной деятельности: с одной стороны, обеспечение усвоения детьми социально-культурного опыта, с другой — формирование субъективной позиции детей в специфически детских занятиях [4].

Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной вид детской деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Направления образовательной деятельности вдошкольном образовании

Направление (образовательная область)

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Нравственное воспитание, игра, совместная деятельность со сверстниками; общение со взрослыми и сверстниками, труд, творчество, ОБЖ

Познавательное развитие

Творчество, окружающий мир, математика, конструктивно-исследовательская деятельность, музыка

Речевое развитие

Обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, театрализация, музыка, словесное творчество и фольклор

Физическое развитие

Подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики, основные движения, здоровьесбережение, гигиена, правильное питание

Анализ полученных данных показывает, что родители положительно оценивают качество занятий, направленных на формирование у ребенка художественно-эстетических представлений и познавательное развитие. Также они достаточно высоко оценивают социально-коммуникативные отношения и формирование основ полноценного физического развития и здоровья. При этом в наименьшей степени родители удовлетворены образовательной деятельностью, направленной на речевое развитие детей (рис. 1).

Рис. 1. Оценка родителями обучающихся основных направлений образовательной деятельности в детском саду

В целом полученные данные показывают, что подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников достаточно высоко оценивают качество занятий по различным направлениям дошкольной образовательной деятельности. Следовательно, детский сад отвечает запросам родителей и это можно рассматривать как свидетельство эффективности современного дошкольного образования.

Более высокие оценки направлений образовательной деятельности выявлены у родителей, дети которых обучаются в детских садах, расположенных в районных центрах и сельских поселениях. Исключение составляет образовательная область, связанная с развитием речевых способностей, — родители детей-дошкольников, проживающие в ГО Саранск, достаточно высоко оценили эту образовательную деятельность.

Особый интерес представляет оценка направлений образовательной деятельности родителями в зависимости от того, какую возрастную группу посещают их дети в детском саду: во всех возрастных группах самые высокие оценки они выставляют двум образовательным направлениям — художественно-эстетическому и познавательному. Далее по степени убывания удовлетворенности следует образовательная деятельность, направленная на формирование социально-коммуникативных отношений, а затем — на формирование физической культуры и сбережения здоровья. Самые низкие оценки получает образовательная деятельность, связанная с речевым развитием детей дошкольного возраста.

В целом полученные результаты показывают, что образовательная деятельность в детских дошкольных учреждениях по направлениям дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами оценивается родителями детей-дошкольников высоко: абсолютное большинство — 92,6 % — характеризует качество обучения по всем направлениям позитивными оценками в интервале от «хорошо» до «отлично».

Родителям было также предложено выразить мнение об образовательной деятельности и качестве образовательных услуг, согласившись или не согласившись с рядом суждений. Большинство опрошенных согласились с тем, что педагогические коллективы детских дошкольных образовательных учреждений прилагают большие усилия по формированию познавательных интересов, созданию предметной среды, способствующей развитию детей с учетом индивидуальных особенностей, тем самым обеспечивая высокий уровень развития ребенка в соответствии с современными требованиями образовательной программы.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, кроме всестороннего развития ребенка большое значение имеет подготовка детей к школе. Уровень подготовленности к обучению и ее содержание определяются системой требований, которые школа предъявляет к ребенку.

Современные исследователи выделяют множество аспектов [5] и компонентов [6] готовности ребенка к школьному обучению. Среди них — мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению); волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения); интеллектуальная, или умственная, готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов); социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).

Для осуществления подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению важным представляются исследования субъективных оценок родителей, позволяющие своевременно выявлять уровень и качество готовности ребенка к школе и в дальнейшем регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность. Проведенное исследование позволило выявить высокую оценку качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе (рис. 2).

Рис. 2. Оценка родителями качества подготовки к школе в детском саду

Большинство родителей позитивно оценили готовность ребенка к школьному обучению, и лишь примерно каждый седьмой признал результаты обучения не вполне успешными.

В ходе исследования выявлены поселенческие различия в оценке качества дошкольной подготовки в детских садах: сдержанные оценочные характеристики даны родителями, проживающими в муниципальных районах. Этот факт вполне объясним тем, что в настоящее время в столице по сравнению с другими населенными пунктами республики созданы лучшие условия для дошкольного образования и воспитания.

Результаты опроса позволяют сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности родителей образовательными услугами по подготовке детей к школе, и созданная система работы дошкольного учреждения максимально удовлетворяет потребности, запросы и интересы родителей.

Судить об оценке качества дошкольного образования достаточно сложно. Это понятие непосредственно связано с результатом деятельности. Если результаты обучения в школе можно проследить через государственную итоговую аттестацию учащихся, то результативность образования в ДОУ в виде оценки достижений ребенка измерить практически нельзя. Причина этого — возрастная особенность потребителей услуг дошкольного образования (детей). Поэтому главной оценкой качества получения образовательных услуг может быть удовлетворенность родителей развитием ребенка, полученными им новыми знаниями и навыками. Но здесь возникает другая сложность: необходимость учитывать роль субъективного фактора — настроения, особенностей мировоззрения, ценностных ориентаций родителей. Если образовательная организация в наибольшей степени соответствует возлагаемым на нее ожиданиям со стороны получателей услуг, то, на первый взгляд, это является признанием высокого качества ее работы. Однако оценки, строящиеся на основе субъективного мнения, не всегда в высокой степени отражают действительность, в связи с чем уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования родительским сообществом нужно принимать с учетом этих особенностей.

Исследование выявило высокую степень удовлетворенности качеством дошкольного образования. Уровень общей удовлетворенности составил 98,1 % («удовлетворен» — 82,7 %, «скорее удовлетворен» — 15,4 %). Отмечается отсутствие родителей, категорически не удовлетворенных качеством дошкольного образования, и относительно небольшая часть опрошенных, удовлетворенных не в полной мере («не удовлетворен» — 0 %, «скорее не удовлетворен» — 1,6 %).

Мнения респондентов в зависимости от места жительства практически идентичны. В возрастном разрезе в большей степени удовлетворены родители детей младшей группы. (сумма ответов «удовлетворен» и «скорее удовлетворен» — 99,1 %). В то же время безусловную удовлетворенность в меньшей степени выразили родители подготовительной к школе группе (вариант ответа «удовлетворен» — 76,8 %). Они же чаще других выбирали вариант ответа «скорее удовлетворен» (22,0 %). Можно предположить, что в процессе воспитания и образования детей в ДОО повышаются требования родителей к качеству их образования.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности качеством дошкольного образования. В среднем значение показателя удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования составило 93,5 % (табл. 2).

Таблица 2

Средние значения показателей уровня удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования,%

Показатели

%

Уровень профессиональной компетенции специалистов

83,0

Направления образовательной деятельности*

94,3

Подготовка к школе

98,5

Качество дошкольного образования в целом**

98,1

В среднем

93,5

*Уровень удовлетворенности направлениями образовательной деятельности предполагает сумму оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

**Уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования в целом предполагает сумму оценок «удовлетворен» и «скорее удовлетворен».

Максимально высоко респонденты оценили качество образования в ДОО по следующим показателям (в диапазоне от 98,5 до 94,3 %): подготовка к школе; качество дошкольного образования в целом; направления образовательной деятельности.

Ниже среднего значения показателя респонденты оценили уровень профессиональной компетентности специалистов (83,0 %).

Литература:

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003. С. 34–42.
  2. Банщикова Л. А., Лазаренко Л. А. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006, № 14 (69). С. 3–8.
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://fgos.ru/.
  4. Куприянова Ю. В. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО // Научный поиск. 2014. № 2. 8. С. 35–36.
  5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших дошкольников. М., 2014; Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога. 4-е изд. СПб., 2014; Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2012. № 3–4.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2011; Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, детский сад, качество, профессиональная компетентность специалистов, удовлетворенность родителей, направление, подготовка детей, Уровень удовлетворенности, школа.

Ключевые слова

качество дошкольного образования, компетентность специалистов, направления образовательной деятельности, удовлетворенность родителей образовательными услугами

Похожие статьи

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Исследование проблем повышения качества дошкольного образования

Проблема повышения качества дошкольного образования выступает весьма актуальной, особенно с учетом модернизации системы дошкольного образования в современных условиях. Системное управление качеством выступает новым направлением управления в сфере дош...

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования

В статье поднимается вопрос подготовки будущих специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, а также их переподготовкой в процессе педагогической деятельности — это требование времени, которые предъявляет практика дошкольного образования к с...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Размышление об оценке качества преподавания в вузах

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Проектирование системы оценки качества образования

В представленной научной статье рассмотрен процесс проектирования системы оценки качества образования. Тема актуальна, так как качество образования должно постоянно повышаться. При этом факторы, оказывающие на него влияние, регулярно трансформируется...

Похожие статьи

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Исследование проблем повышения качества дошкольного образования

Проблема повышения качества дошкольного образования выступает весьма актуальной, особенно с учетом модернизации системы дошкольного образования в современных условиях. Системное управление качеством выступает новым направлением управления в сфере дош...

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования

В статье поднимается вопрос подготовки будущих специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, а также их переподготовкой в процессе педагогической деятельности — это требование времени, которые предъявляет практика дошкольного образования к с...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Размышление об оценке качества преподавания в вузах

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Проектирование системы оценки качества образования

В представленной научной статье рассмотрен процесс проектирования системы оценки качества образования. Тема актуальна, так как качество образования должно постоянно повышаться. При этом факторы, оказывающие на него влияние, регулярно трансформируется...