Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества
Автор: Аристова Светлана Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 20.01.2020
Статья просмотрена: 1278 раз
Библиографическое описание:
Аристова, С. В. Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества / С. В. Аристова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15597/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельность, дошкольное образование.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2].
Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности.
В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни.
Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц.
У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и поэтому они уже готовы импровизировать мелодию на заданный педагогом текст. Это может быть ответно — вопросная форма, например, я пою: «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!» [1]. Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу.
Стимулируя самостоятельность и инициативность в песенном творчестве, я обращаю внимание на то, чтобы дети придумывали свои, неповторяющиеся варианты творческих заданий. Например, в музыкально-дидактической игре «Музыкальные соседи» дети на заданный текст сочиняют песенку, передавая характер сказочного героя. Например, «Я Незнайка-шалунишка, знаменитый коротышка», «Я девочка Мальвина, дружу я с Буратино!», «Я Карабас Барабас, я поеду на Кавказ!»
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Поэтому на занятиях НОД я применяю технологию «ТРИЗ» Г. С. Альтшуллера. Использую музыкальные загадки для развития не только музыкальных способностей и певческих навыков, но и логического мышления, творческого воображения и фантазии. Например:
– на каком музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели в песне «Солнечная капель» С. Соснина?
– из нескольких картинок выберите ту, про которую я спою без слов (на слог «ля»). Отгадайте песенку и ее название;
– сочините сказочку с помощью пособия «Сказочный домик», украсив действия и диалоги сказочных героев сочинением собственных песенных миниатюр, звукоподражаний.
Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, я создаю проблемно-игровые ситуации. Например, я говорю: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок Тедди. Посмотрите, какой он грустный. У него сегодня плохое настроение. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы медвежонку стало весело? Послушать музыку? Спеть песенку?». Хочу отметить, что дети проявляют большую инициативу, в выборе песенного репертуара, чтобы исполнить его и развеселить медвежонка.
Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» я не только продумываю пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в развитии песенного творчества у дошкольников необходимым условием является организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах с учетом ФГОС. Поэтому в центрах музыкального развития я разместила различные схемы, пиктограммы, модели для согрева голосового аппарата, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. А также разработала комплект музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию вокально-певческих навыков и развитию песенного творчества у дошкольников. Например, одна из них «Угадай и спой песню». Для этой игры понадобится музыкальный круг с иллюстрациями к детским песням, аудионоситель, диски с записями знакомых детям песен, (на одном компакт-диске должна быть записана одна песня). Ход игры. Ребенок — ведущий на слог «ля» исполняет фрагмент детской песни, первый кто угадает песню, с помощью стрелки, обозначает ее на музыкальном круге. Затем ребенок-ведущий по порядковому номеру находит компакт-диск и воспроизводит его. Далее все участники игры дружно исполняют угаданную песню.
Проявить инициативу и самостоятельность в развитии песенного творчества дети могут в сюжетно — ролевых играх. Одна из любимых игр детей — «Музыкальное занятие». Как правило, дети очень часто проявляют инициативу брать на себя роль музыкального руководителя, используя в игре звуковой альбомчик «С песенкой по лесенке» и «неозвученное пианино».
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. На музыкальных занятиях мы с детьми обыгрываем каждую песню. Например: Д. Тухманова «Аэробика для Бобика», «Врач по имени Пчела»; «Манная каша», «Про меня и муравья» Л.Абелян, «Кот Мореход» Ж.Металлиди, «Булочка с творогом» А. Петряшевой.
Праздники, концерты и развлечения переводят яркие впечатления детей в повседневную жизнь, у детей возникает желание повторить эти номера в самостоятельной музыкальной деятельности. Например, очень нравится детям играть в концерт, который мы назвали «Уральские звездочки». Здесь большую инициативу дети проявляют не только при составлении программы концерта, но и в исполнении вокальных сольных номеров. Почувствовать себя артистами помогают элементы костюмов, микрофон, детские музыкальные инструменты.
Итак, формируя у детей интерес и любовь к песенному творчеству, в условиях реализации ФГОС, а именно о необходимости «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» даёт возможность не только эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но и сформировать на этапе дошкольного детства личность, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей её.
Литература:
- Орлова Т.М, Бекина С. И. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013г.
Ключевые слова
дошкольное образование, песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельностьПохожие статьи
Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства
В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.
Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка
В данной статье говорится о важности кукольного театра в жизни дошкольника, о его влиянии на развитие различных познавательных процессов.
Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей
Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального ...
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников
В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.
Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании
Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.
Похожие статьи
Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства
В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.
Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка
В данной статье говорится о важности кукольного театра в жизни дошкольника, о его влиянии на развитие различных познавательных процессов.
Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей
Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального ...
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников
В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.
Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании
Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.