Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок
Авторы: Короткий Владимир Анатольевич, Мазурова Юлия Всеволодовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 01.02.2020
Статья просмотрена: 194 раза
Библиографическое описание:
Короткий, В. А. Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок / В. А. Короткий, Ю. В. Мазурова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15621/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».
Ключевые слова: гончарное ремесло мелкая пластика, преподавание лепки, социальная компетентность, образовательный процесс в предметной области Технология.
Сегодняшние школьники должны обрести умение учиться — так представлена важнейшая цель современной образовательной системы.
Не простая задача поставлена перед педагогами. Это умение действительно открывает большие возможности увеличения результативности освоения предметных знаний, формирования компетенций и умений. Школьник из обучаемого становится более самостоятельным, осознает важность учебного процесса, ценностно-смысловые основы собственного труда.
Предметная область «Технология» дает простор для создания условий самореализации и гармоничного развития способностей ребенка, формирования компетентностей в образовательном процессе. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в нашей средней общеобразовательной школе включено в программу по согласованию с участниками образовательного процесса как раздел тематического плана по предмету «Технология» для учащихся мальчиков 5–7 классов.
Обсудим подробно, как достигается решение задачи формирования умения учиться педагогом, влюбленным в гончарное дело и керамику, на примере преподавания раздела по лепке из глины и гончарному ремеслу.
Смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между задачей учебного процесса и его мотивом, личностное самоопределение ученика при освоении предметных знаний и навыков, социальная ценность достигнутых результатов — эти базовые цели для реализации познавательной и творческой активности школьника — легко достигаются, стоит учителю сесть за гончарный станок.
Керамика — творческое дело, в нем присутствует волшебство. Из невзрачного куска глины на глазах возникает произведение рук мастера, рождается новое изделие. И в одно мгновение появляются смысл, мотив и желание творить.
Привлекательность лепки и гончарного ремесла заключена в красивых вдохновляющих работах, которые представлены в мастерской керамики, в музеях всего мира, на интернет ресурсах современных керамистов. Для обучения очень важно, что потребность ребенка в собственном результате, к примеру, в создании праздничного подарка родителям, появляется быстро.
Это с самого начала занятий очень способствует формированию актуальных познавательных мотивов. Однако, в керамике окончательный желаемый результат не появляется мгновенно. От начальной идеи до готовой поделки лежит большой путь и тщательное исполнение плана. Ученика не должны испугать трудности первых шагов.
Как сложные задачи сделать доступными для детей?
Усилить полученную мотивацию, мобилизовать энергию и силы учащихся для преодоления стоящих перед ними препятствий помогают поисковые исследовательские алгоритмы преподавания.
Направлений для творческого исследовательского поиска в керамике и гончарном ремесле превеликое множество. На начальных этапах обучения учащиеся получают конкретные задания для докладов и презентаций, с поддержкой учителя выбирают самые интересные варианты, выделяют и формулируют познавательную цель, проводят поиск и сбор нужной информации в разных источниках, осознанно оценивают информацию, структурируют полученные знания. Темы докладов и презентаций по мелкой пластике, истории керамики и гончарного дела, современному состоянию керамики в мире, материаловедению предоставляют простор для формирования обще-учебных универсальных действий.
На этапах выполнения докладов и презентаций учащиеся обретают навыки компетентности в новой предметной области. Ценностно-смысловая ориентация в материале формирует личностные универсальные учебные действия.
Керамика существует тысячелетия, имеет огромную связь с историей, это позволяет учащимся накапливать компетентность одновременно в нескольких областях знаний. Значимость керамики на протяжении веков направляет учащихся к осознанию этических общественных норм разных эпох, формирует нравственные ценности и широту взглядов, навыки оценивания событий. Объем исторического материала по керамике позволяет строить гипотезы, находить ответы и делать сравнения арт-объектов и утилитарно-бытовых керамических предметов.
Сам процесс освоения, творческое овладение знаниями в предметной области помогает осознанно понимать учебную задачу, понимать последовательность этапов создания проекта своего керамического изделия.
Освоение знаний о керамическом производстве позволяет планировать последовательность этапов, это очень важно для проектного метода обучения.
Лепка — это не скучный урок, а творческое занятие, во время которого обязательно должны присутствовать радость и желание лепить. Обстановка и настроение на уроке должны быть вдохновляющими. Учитель призван поощрять вдохновение и давать волю детской фантазии.
Но желаемый результат — красивое изделие — не получается «на раз-два». Навыки работы с материалом имеют огромное значение. Это означает необходимость непрерывного накопления опыта лепки, структурирования работы. У учащегося формируется четкая цель: образец будущего изделия, продумывается алгоритм, последовательность этапов изготовления, тренировка способов лепки, сравнения результата с эталоном для выявления отклонений.
Ученик обучается коррекции, внесению изменений и дополнений в разрабатываемое изделий. Не менее важно обучение ребенка на всех этапах исполнения осознанно и последовательно проводить рефлексию, оценивать качество выполненной работы.
Базовая часть обучения — это освоение приемов работы с глиной, изучение свойств материала, навыков организации рабочего места и постоянный контроль за соблюдением технологических правил. В процессе освоения базовых навыков и техник лепки обучающиеся постепенно подготавливаются к освоению гончарного ремесла.
Развитое чувство глины дает возможность тренировать навыки кручения на гончарном круге, осваивать центровку, определять толщину стенок, создавать простые гончарные формы.
На основе изученных приемов работы с материалом формируется способность к творческой работе — созданию композиций на основе гончарных форм.
Занятия керамикой позволяют учащимся непрерывно накапливать компетентность в приемах лепки, в материаловедении, навыках гончарного дела и формировать регулятивные универсальные учебные действия.
Простор для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в процессе освоения лепки и гончарного дела, без преувеличения, очень широкий. Действия с образцами, выявление общих закономерностей форм, способы изменения и комбинирования, к примеру народных гончарных форм, применяются при создании творческих работ.
При выборе вариантов лепки изделий, а также гончарного изготовления форм, анализ, сравнение имеющихся в керамической мастерской образцов изделий, синтез собственных наблюдений, обеспечивают формирование универсальных учебных действий логического типа.
Материаловедение лепки из глины и гончарного дела состоит из многих этапов и предполагает взаимодействие в группе. Этот процесс нуждается в хорошо сформированных навыках сотрудничества, совместной работы, взаимному контролю выполнения работы, разделению обязанностей и взаимодействию с одноклассниками и педагогом.
Формирование навыков сотрудничества, диалога, распределение заданий, разрешение возникающих конфликтов, контроль, анализ, коррекция работы с товарищами способствуют развитию социальной компетентности и коммуникативных универсальных учебных действий.
Процесс обучения лепке изделий мелкой пластики и гончарному ремеслу проходит в рамках усвоения предметной области «Технология» и по целям, содержанию, организации учебного труда школьников соответствует возрастным нормативам развития, психологическим и возрастным требованиям.
Развитие системы универсальных учебных действий, формирование социальной компетентности происходит последовательно в рамках возрастного нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника.
Формирование основных универсальных учебных действий обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, овладевать знаниями и навыками. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в рамках предмета «Технология» достойно решает эту задачу.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).
- Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 148 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. — (Стандарты второго поколения).
Ключевые слова
социальная компетентность, гончарное ремесло мелкая пластика, преподавание лепки, образовательный процесс в предметной области ТехнологияПохожие статьи
Построение педагогического эксперимента по формированию творческих умений у учащихся 7 класса на уроке технологии по разделу «Декоративно-прикладное творчество»
В статье описывается построение педагогического эксперимента и его анализ по формированию творческих умений у учащихся при изучении раздела «декоративно-прикладное творчество» в образовательной области «Технология».
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Эстетическое воспитание учащихся шестых классов на уроках технологии при изучении раздела «Технология изготовления юбки»
В статье определены методы формирования эстетического воспитания учащихся на уроках технологии и описаны некоторые методические рекомендации по формированию эстетического вкуса в ходе изучения раздела «Технология изготовления юбки» в 6 классе.
Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии
В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии
В статье обоснован процесс организации учебной деятельности старшеклассников в ходе разработанного курса «Проектирование мебельных изделий из древесины».
Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»
В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...
Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики
Технология продуктивного чтения сегодня продолжает оставаться предметом активного исследования. Ее реализация в работе педагогов-практиков и подготовка к ней будущих педагогов – тема настоящей статьи.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся
В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.
Похожие статьи
Построение педагогического эксперимента по формированию творческих умений у учащихся 7 класса на уроке технологии по разделу «Декоративно-прикладное творчество»
В статье описывается построение педагогического эксперимента и его анализ по формированию творческих умений у учащихся при изучении раздела «декоративно-прикладное творчество» в образовательной области «Технология».
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Эстетическое воспитание учащихся шестых классов на уроках технологии при изучении раздела «Технология изготовления юбки»
В статье определены методы формирования эстетического воспитания учащихся на уроках технологии и описаны некоторые методические рекомендации по формированию эстетического вкуса в ходе изучения раздела «Технология изготовления юбки» в 6 классе.
Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии
В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии
В статье обоснован процесс организации учебной деятельности старшеклассников в ходе разработанного курса «Проектирование мебельных изделий из древесины».
Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»
В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...
Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики
Технология продуктивного чтения сегодня продолжает оставаться предметом активного исследования. Ее реализация в работе педагогов-практиков и подготовка к ней будущих педагогов – тема настоящей статьи.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся
В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.