Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Затонская, Л. В. Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы) / Л. В. Затонская, О. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15623/ (дата обращения: 15.11.2024).



Детство — уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — родители. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа жизни, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у его возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этаже жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации происходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители ищут причину болезни и находят её обычно в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребенок начинает болеть не потому, что он простудился или подхватил инфекцию, чаще всего болезнь ответная реакция ребенка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно неподготовленного ребенка в любой новой для него обстановке.

Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Наблюдение за детьми в детском салу свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

Чтобы преодолеть так называемый «адаптационный синдром», возникающий у детей, впервые поступающих в ДОУ, необходимо тесное взаимодействие родителей и воспитателей. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь: и в детском салу и лома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо.

Процесс адаптации к дошкольному учреждению — сложный. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка и не усугубить его состояние; удовлетворить эти нужды, чтобы снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей; выбрать соответствующие характеру его повеления приемы и метолы воздействия.

В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Первые контакты с ребенком — контакты помощи защиты. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом месте. От того, как пройдет адаптация ребенка, как сложатся отношения между всеми её участниками, во многом зависит его будущее.

По нашим наблюдениям, средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет: в детском саду в 3 года — 2-З недели; в старшем дошкольном возрасте — один месяц.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации. До 3-х лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, поведенческие реакции выражаются беспокойством, страхом, заторможенностью, вялостью, безучастностью. Этот период длится несколько месяцев. особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении преобладает повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Такого плана адаптационный стресс приводит к частой заболеваемости детей (инфекционные заболевания, ОРЗ и другие). К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста велика вероятность появления или закрепления тиков и заикания.

Хуже всех чувствует себя в дошкольном учреждении дети с флегматическим темпераментом. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Воспитатели повторяют ошибки родителей, постоянно подстегивают медлительных детей и не дают возможность быть самими собой. Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться.

Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количество страхов, обшей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры (неумение принимать и играть роли в старшем дошкольном возрасте).

Постоянного внимания воспитателей требуют боязливые, беззащитные, неуверенные в себе дети. Им нужно своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить, и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни.

Многие проблемы адаптации находятся в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей к ней привязанностью.

Хуже всего адаптируются мальчики, лишенные необходимой психологической защиты со стороны отца, если его нет в семье, или неспособного быть адекватным примером для него. В группе сверстников эти мальчик никогда не занимают приемлемых позиций, и их могут обидеть даже девочки.

Осложняющим фактором адаптации является конфликты в семье. Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность

родителей, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.

Важно учитывать, что в период привыкания к детскому учреждению дети чувствуют себя в группе скованно, они вынуждены сдерживать свои эмоции, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной невроза. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность, как и бездеятельность, утомляет ребенка и могут явиться причиной плохого настроения. Разумная занятость ребенка — одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.

Жизнь вокруг нас неумолимо меняется, но педагог должен всегда быть на высоте: добрым, чутким, терпеливым, отзывчивым и внимательным, особенно в первые дни адаптации ребенка, готовым, если надо, песню спеть, рассказать сказку, пожалеть, приласкать...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, процесс адаптации, адаптация ребенка, воспитатель, навык самообслуживания, период адаптации, старший дошкольный возраст, флегматический темперамент.

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)