Учитель в современном педагогическом процессе
Автор: Гуськова Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 04.02.2020
Статья просмотрена: 88 раз
Библиографическое описание:
Гуськова, Е. А. Учитель в современном педагогическом процессе / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15626/ (дата обращения: 15.11.2024).
Вопросы педагогических взаимодействий «учитель-ученик-родители», взаимосвязь этих понятий на протяжении длительного времени являются вопросами острыми, современными.
Современность, с точки зрения философии, трактуется, как «проблемная ситуация, возникающая в результате подрыва и распада высших ценностей» [3]. Таким образом, проблемы воспитания ребенка, роль в этом процессе людей, влияющих на формирование человека, роль труда в становлении личности на протяжении многих десятилетий являются вопросами современности.
В период развития информационного общества, технократизма, во многом «обезличивания» и формализма отношений, возникает вопрос: что делать? В каком направлении и как воспитать человека неравнодушного, неинертного? Как помочь ребенку в усвоении духовно — нравственных норм, как воспитать интерес к жизни? Поиск решения этих вопросов невозможен без изучения собственного опыта развития отечественной педагогики и педагогической науки.
Размышляя о качестве воспитателей и преподавателей, отмечая не только образовательный уровень педагога, К. Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» отмечал, что не «всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни» [5]. В данном случае мы говорим о морально-нравственной составляющей учителя, о его общечеловеческой и педагогической грамотности. Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему, его морально-нравственным качествам. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение. Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением» [5]. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Человек с убеждениями может существовать только в условиях свободы. Что значит свобода в учительском труде? Розанов В. В. в работе «Сумерки просвещения» еще в 19 веке говорил о том, что учитель, «являясь ключевой фигурой образовательного процесса», замучен бесконечными отчетами, циркулярами» и т. д. Указывая на сверхзагруженность учителя 19 века, философ-мыслитель отмечал необходимость особого статуса учителя. Неслучайно срок «учительского служения» в 19 веке был «сокращен по отношению к другим профессиям умственного труда на 10 лет» [1]. Учительский стаж, по мнению Розанова В. В., должен составлять не более 25 лет, «тайна здесь — в психическом изнеможении учителя, в страшной усталости, бессилии» [1]. Размышляя о здоровье учителя, Розанов утверждал, что государство обязано заботиться об учителе, изучать его быт, чтобы «что-нибудь понять в образовании», не в «идее, а в действительности».
Современная педагогическая нагрузка учителя в среднем составляет 38–42 часа, т. е. современный педагог работает без выходных, чтобы выжить материально. Нередко на эти часы накладываются еще и частные уроки. «Редкие из нас счастливцы имеют досуг и расположение занимать себя идеей» [1].
Современные государственные стандарты предполагают для учителя различные варианты для полного усвоения знаний учащимися, различные технологии, всесторонний государственный контроль для внедрения и соблюдения этих стандартов. Четко оговорено: учитель должен. И эта фигура здесь выступает, как абсолютно безликое существо. По Розанову, «мы имеем грубое римское представление об учителе — учитель немножко «раб», конечно, «ученый» раб, не имеющий возвыситься до сравнения в положении с отцом детей, к которым он приставлен, и который есть для него немножко «господин» [1]. Здесь мы вновь говорим о взаимоотношениях «учитель-родитель», в которых последний для педагога «немножко господин». Позиция администрации образовательного учреждения всегда однозначна: родитель прав, хотя бы потому, что педагог обязан уметь общаться с различными категориями людей. Таким образом, мы вновь видим полную незащищенность и бессилие учителя.
Эти проблемы имеют «накопительный эффект». Уже через 10–15 лет педагогической работы наступает «педагогическое выгорание». Становясь высококлассными специалистами — мастерами, представители других профессий сохраняют здоровье, «у кузнеца — руки, у охотника — ноги и глаз, у мыслителя — ум. И только у учителя, как кожа и мускулы у рабочего на фосфорной фабрике, ранее всего атрофируется именно то, чем он обращен к предмету труда своего — душа, ум, целый психологический строй» [1].
Осуществляя профессиональную деятельность, следуя профессиональному стандарту и выполняя государственный стандарт, «воспитанием занимается государство», установив коллективное обучение. Учитель, работая с классом, подстраивается под среднего, порой и «слабого» ученика для «полного усвоения знаний». Уравнивание в системе оценивания, где «удовлетворительно» можно получить, не прикладывая никаких усилий, оставляет пассивными деятельные стороны ребенка. Поэтому действительность «теряет интерес к воспитываемым, они сохраняют способность переживать ее лишь книжно, как предмет для поэзии, жизнь, как предмет для размышлений» [1]. Таким образом, утрачивается интерес к самой жизни, к ее действительной стороне. Появляется поколение бездеятельных, безынициативных, вялых людей.
Современная система оценивания, где отметка «два» (неудовлетворительно) невозможна, обесценивает труд, и особенно интеллектуальный труд, «ученик в тысяче деталей видит, что …цель фальшива, что его любознательность ни для кого не нужна и ум во всяком деле излишен» [1].
Нежелание, неумение работать (трудиться), согласно размышлениям К. Д. Ушинского, опасно не только для человека, но и для общества в целом. Анализируя историю общества, Ушинский К. Д. говорит о том, что основная причина падения государств и сословий коренится именно в том, что «как только необходимость труда — будет ли то наука, торговля, государственная, военная или гражданская служба — покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность и, наконец, само влияние; начинает быстро вырождаться и уступать место другому» [7.с.306].
В частной жизни стремление родителей обеспечить безбедное существование своего ребенка, желание оградить его от необходимости трудиться в конечном результате делает родителя счастливым в достижении своей цели. Ребенок, не наученный самостоятельно и осознанно трудиться, становится несчастным. Как указывал В. А. Сухомлинский, «радость труда своеобразна. Ее можно сравнить с чувством, которое переживает человек, поднимаясь на вершину высокой горы… Тяжелый каменистый путь. Но перед человеком… — цель: достичь вершины». Поднявшись на вершину, «…человек возвышает себя, утверждает собственное достоинство…, ощущает себя сильным и мужественным, готовым к преодолению новых трудностей» [2. с.537].
Современная средняя школа не дает возможности проявить интеллектуальный труд, он становится бессмысленным. Исследовательская работа для детей малоинтересна в силу затратности труда и отсутствия ее необходимости. Попытки педагогов приобщить детей к труду интеллектуальному и физическому встречают неприятие со стороны родителей, обвиняя педагогов в излишней строгости, иногда и предвзятости. Опять здесь вспоминаем 19 век: «Семья оберегает свои лучшие члены, нежные ростки, — и она не боится их наказывать. Честная семья почти всегда несколько сурова, и это уже потому, что она есть трудящаяся семья. Честная, трудящаяся школа, школа суровая — вот идеал, взамен школы «слащавой», дипломатизирующей» [1].
В. В. Розанов в работе «Афоризмы и наблюдения», размышляя о проблемах школы вообще, о взаимоотношениях педагогов — учеников, отношения к педагогическому труду указывает, что необходимо беречь своих питомцев, и «…оберегая будущее, честно его оберегая, можно и иногда нужно не щадить их в текущий момент. Обламывающий загнившие ветки у дерева, еще не губит дерева, берегущий эти ветки, боящийся сломать их — вот кто губит его вершину, его...крону, еще не снесенный цвет» [1]. И вновь мы обращаемся к педагогу, который на себе несет обозначенные проблемы и противоречия.
Вопрос обновления кадров в школе на протяжении десятилетий стоит остро. Одной из причин существующего положения являются вышеобозначенные проблемы. Ученики, видящие неблагодарный, но интересный труд учителя, выбирают менее затратные в интеллектуальном и эмоциональном плане профессии, или хотя бы более обеспеченные материально. И вновь обращаемся к мыслителям 19 века. «Пора нашему просвещению снять «зрак раба» с учителя, с «учащей силы», создав особые условия для его существования, «перестав отгонять от учительства все активное» [1].
Проблема взаимодействий «учитель — ученик — родитель» будет оставаться острой и спорной, пока педагогический труд воспринимается как сфера услуг и обслуживания, где потребитель всегда прав. В христианском понимании роль педагога состоит в том, что учитель — это «свет, просвещение есть высшее земное дело, есть украшающее и возвеличивающее человека занятие».
Литература:
- Розанов В. В. Сумерки просвещения., М.,1990.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина./Избранные педагогические сочинения: в 3 т.Т.1., Москва, «Педагогика, 1979
- Толковый словарь Ушакова Д. Н.//dic.akademic.ru
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
- Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
- Ушинский К. Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии». Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
- Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.