Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды
Автор: Бахарева Галина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 26.02.2020
Статья просмотрена: 306 раз
Библиографическое описание:
Бахарева, Г. Н. Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды / Г. Н. Бахарева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15673/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, сегодня является одной из актуальных для образовательной практики. Ее выдвижение обуславливается задачей, поставленной перед образованием — формирование у подрастающего поколения социально-одобряемых форм поведения, деятельности и личностных свойств.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.
Специалисты психологической службы сопровождения КГБОУ школа 3 провели исследование и выявили у подростков с проявлениями форм девиантного поведения, (состоящих на профилактическом учете в ОП УМВД, на внутришкольном учете и учащихся из семей, попавших в социально-опасное положение) основные индивидуально-психологические характеристики:
– импульсивность, неуправляемость поведения;
– нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией и недостаточной активности;
– инфантильные формы поведения: несформированность эмоционально-волевой регуляции;
– ярко выраженная фрустрированная потребность быть любимым и нужным в своей семье;
– дисфункция детско-родительских взаимоотношений, отражающаяся на всех сферах коммуникации личности: в неудовлетворенности подростков девиантов своими социальными контактами и, в негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе.
Специалисты службы психологического сопровождения школы установили причины отклонений в поведении подростков, определили направления, методы предупреждения и коррекции первичных отклонений в их поведенческой сфере.
На каждого обучающегося с девиантными формами поведения в нашей школе разрабатываются индивидуальные программы развития, в которых определяются направления профилактической деятельности и четко прописывается предполагаемый результат.
Для успешной реализации данной программы педагоги-психологи ведут индивидуальные и групповые профилактические занятия, формирующие социально-приемлемые установки, корригирующие поведенческие реакции и мотивацию по индивидуально составленному плану на каждого подростка.
На школьном психолого- медико- педагогическом консилиуме специалисты проводят мониторинг рисков и ресурсов динамического развития каждого обучающегося с девиантными формами поведения, дают оценку его успешности в освоении индивидуальных программ, фиксируют фактический результат, вносят необходимые коррективы.
Индивидуальная программа развития
ФИО обучающегося: ________
Дата рождения: _______________ класс_____________
Адрес: _________________
Проблемное поведение подростка:
Склонен к самовольным уходам из дома, конфликтный со сверстниками и взрослыми, сквернословит, легко вступает в драку с одноклассниками.
Не участвует в жизни школы и класса. Самоконтроль слабый. Эмоционально возбудимый. Снижен уровень развития коммуникативных навыков, моральных представлений.
Ресурсы: Отношение к школе позитивное. Контактен.
Коррекционно-развивающая работа
педагог-психолог:
Направление |
Планируемые результаты |
Фактический результат |
Стабилизация психоэмоционального состояния |
Научился называть негативные и позитивные эмоции |
Называет свои негативные и позитивные эмоции, стремится преодолеть негативные эмоциональные состояния. |
Ослабление эмоционального напряжения |
Имеет навыки саморегуляции, Выполняет упражнения на напряжение, расслабление |
Стремится изменить стереотипы эмоционального реагирования. Выполняет упражнения |
Коррекция нарушений поведенческих реакций. |
Перестал драться. Умеет конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. |
За последних два месяца в драках не замечен. В поведении проявляет сдержанность |
Осознание своего деструктивного поведения по отношению к другим людям |
Адекватно реагирует на замечания и критику. Умеет подчиняться словесным указаниям взрослого. |
Не всегда адекватно реагирует на замечания и критику. |
Коррекция деструктивных форм поведения |
Перестал самовольно уходить из дома |
За последних два месяца не уходил самовольно из дома |
Повышение социальной успешности |
Участвует в классных и общешкольных мероприятиях. |
Участвует в смотре строя и песни. |
Развитие коммуникативных навыков. |
Перестал сквернословить в присутствии взрослых. |
Старается сдерживать себя в присутствии взрослых |
Посещает коррекционно-развивающие занятия в рамках коррекционных курсов: «Социализация», «Профессиональная адаптация», «Гармонизация психоэмоционального состояния» |
||
Рекомендации специалистов службы психологического сопровождения: Продолжить работу по коррекции нарушений и развитию познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков, поведенческих реакций, моральных представлений, эмоционально-волевой сферы. Ослабление конфликтности, агрессивности за счет повышения осознанности собственного поведения. Развивать навыки социализации, коммуникативные навыки, трудовые установки. Формировать навыки адекватного социального поведения. Воспитывать позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность. Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития подростка. |
||
Специалисты службы психологического сопровождения оказывают помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств по взаимодействию с детьми и родителями; предлагают подробные рекомендации в подборе более эффективных воспитательных стратегий, приемов взаимодействия с ребенком, основанных на учете возраста ребенка, его возможностей.
С целью повышения психологической компетентности родителей, имеющих подростков с девиантными формами поведения педагоги-психологи дают консультации по вопросам воспитания ребенка и оптимизации детско-родительских отношений, способствующих развитию воспитательного ресурса.
В рамках психологического сопровождения в школе проводятся профилактические мероприятия, включающие девиантных подростков в конструктивные социальные системы, которые ведут к позитивному изменению нарушенного социального поведения, такие как:
– групповые тренинги, нацеленные на конструктивное сотрудничество;
– занятия, формирующие моральные представления;
– акции, способствующие успешной адаптации;
– психологические минутки по ослаблению эмоциональной возбудимости, расторможенности, тревожности, агрессивности;
– недели психологии и социальной помощи по формированию установок на здоровый образ жизни.
Созданная модель психолого-педагогического сопровождения в нашем образовательном учреждении обеспечивает минимизацию негативных проявлений и формирование социально-одобряемых форм поведения у подростков, а также способствует: уменьшению конфликтных ситуаций в школе; снижению факторов риска, приводящих к нарушениям в поведении обучающихся; повышению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблемы развития — М.: МГППУ, 2006г.-76с
- Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
- Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А Клейберг. — СПб.: Речь, 2007.