Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахарева, Г. Н. Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды / Г. Н. Бахарева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15673/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, сегодня является одной из актуальных для образовательной практики. Ее выдвижение обуславливается задачей, поставленной перед образованием — формирование у подрастающего поколения социально-одобряемых форм поведения, деятельности и личностных свойств.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

Специалисты психологической службы сопровождения КГБОУ школа 3 провели исследование и выявили у подростков с проявлениями форм девиантного поведения, (состоящих на профилактическом учете в ОП УМВД, на внутришкольном учете и учащихся из семей, попавших в социально-опасное положение) основные индивидуально-психологические характеристики:

– импульсивность, неуправляемость поведения;

– нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией и недостаточной активности;

– инфантильные формы поведения: несформированность эмоционально-волевой регуляции;

– ярко выраженная фрустрированная потребность быть любимым и нужным в своей семье;

– дисфункция детско-родительских взаимоотношений, отражающаяся на всех сферах коммуникации личности: в неудовлетворенности подростков девиантов своими социальными контактами и, в негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе.

Специалисты службы психологического сопровождения школы установили причины отклонений в поведении подростков, определили направления, методы предупреждения и коррекции первичных отклонений в их поведенческой сфере.

На каждого обучающегося с девиантными формами поведения в нашей школе разрабатываются индивидуальные программы развития, в которых определяются направления профилактической деятельности и четко прописывается предполагаемый результат.

Для успешной реализации данной программы педагоги-психологи ведут индивидуальные и групповые профилактические занятия, формирующие социально-приемлемые установки, корригирующие поведенческие реакции и мотивацию по индивидуально составленному плану на каждого подростка.

На школьном психолого- медико- педагогическом консилиуме специалисты проводят мониторинг рисков и ресурсов динамического развития каждого обучающегося с девиантными формами поведения, дают оценку его успешности в освоении индивидуальных программ, фиксируют фактический результат, вносят необходимые коррективы.

Индивидуальная программа развития

ФИО обучающегося: ________

Дата рождения: _______________ класс_____________

Адрес: _________________

Проблемное поведение подростка:

Склонен к самовольным уходам из дома, конфликтный со сверстниками и взрослыми, сквернословит, легко вступает в драку с одноклассниками.

Не участвует в жизни школы и класса. Самоконтроль слабый. Эмоционально возбудимый. Снижен уровень развития коммуникативных навыков, моральных представлений.

Ресурсы: Отношение к школе позитивное. Контактен.

Коррекционно-развивающая работа

педагог-психолог:

Направление

Планируемые результаты

Фактический результат

Стабилизация психоэмоционального состояния

Научился называть

негативные и позитивные

эмоции

Называет свои

негативные и позитивные

эмоции, стремится преодолеть негативные эмоциональные состояния.

Ослабление эмоционального напряжения

Имеет навыки саморегуляции,

Выполняет упражнения на напряжение, расслабление

Стремится изменить стереотипы эмоционального реагирования.

Выполняет упражнения

Коррекция нарушений поведенческих реакций.

Перестал драться.

Умеет конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

За последних два месяца в драках не замечен.

В поведении проявляет сдержанность

Осознание своего деструктивного поведения по отношению к другим людям

Адекватно реагирует на замечания и критику.

Умеет подчиняться словесным указаниям взрослого.

Не всегда адекватно реагирует на замечания и критику.

Коррекция деструктивных форм поведения

Перестал

самовольно уходить из дома

За последних два месяца

не уходил самовольно из дома

Повышение социальной успешности

Участвует в классных и общешкольных мероприятиях.

Участвует в смотре строя и песни.

Развитие коммуникативных навыков.

Перестал сквернословить в присутствии взрослых.

Старается сдерживать себя в присутствии взрослых

Посещает коррекционно-развивающие занятия в рамках коррекционных курсов: «Социализация», «Профессиональная адаптация»,

«Гармонизация психоэмоционального состояния»

Рекомендации специалистов службы психологического сопровождения:

Продолжить работу по коррекции нарушений и развитию познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков, поведенческих реакций, моральных представлений, эмоционально-волевой сферы. Ослабление конфликтности, агрессивности за счет повышения осознанности собственного поведения. Развивать навыки социализации, коммуникативные навыки, трудовые установки. Формировать навыки адекватного социального поведения. Воспитывать позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность. Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития подростка.

Специалисты службы психологического сопровождения оказывают помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств по взаимодействию с детьми и родителями; предлагают подробные рекомендации в подборе более эффективных воспитательных стратегий, приемов взаимодействия с ребенком, основанных на учете возраста ребенка, его возможностей.

С целью повышения психологической компетентности родителей, имеющих подростков с девиантными формами поведения педагоги-психологи дают консультации по вопросам воспитания ребенка и оптимизации детско-родительских отношений, способствующих развитию воспитательного ресурса.

В рамках психологического сопровождения в школе проводятся профилактические мероприятия, включающие девиантных подростков в конструктивные социальные системы, которые ведут к позитивному изменению нарушенного социального поведения, такие как:

– групповые тренинги, нацеленные на конструктивное сотрудничество;

– занятия, формирующие моральные представления;

– акции, способствующие успешной адаптации;

– психологические минутки по ослаблению эмоциональной возбудимости, расторможенности, тревожности, агрессивности;

– недели психологии и социальной помощи по формированию установок на здоровый образ жизни.

Созданная модель психолого-педагогического сопровождения в нашем образовательном учреждении обеспечивает минимизацию негативных проявлений и формирование социально-одобряемых форм поведения у подростков, а также способствует: уменьшению конфликтных ситуаций в школе; снижению факторов риска, приводящих к нарушениям в поведении обучающихся; повышению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблемы развития — М.: МГППУ, 2006г.-76с
  2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
  3. Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А Клейберг. — СПб.: Речь, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантная форма поведения, психологическое сопровождение, девиантное поведение, индивидуальная программа развития, коррекция нарушений, навык, подросток, присутствие взрослых, психоэмоциональное состояние, социально-одобряемая форма поведения, специалист службы, фактический результат, школа.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи