Инновационная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально-творческом развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Василенко, Н. М. Инновационная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально-творческом развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО / Н. М. Василенко, Е. А. Стативко, Н. Н. Брусенская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 10-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15678/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме интеллектуально-творческого развития младших дошкольников, посредством использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича, в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: ребенок, игровая технология, В. В. Воскобович, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Специалистами доказано, что дошкольники с высоким уровнем интеллекта лучше подготовлены к школе: быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка — дошкольника, развития интеллектуальных, личностных и физических качеств детей, формирования предпосылок для учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольников.

Однако в настоящее время существует значительная проблема, связанная с организацией игровой деятельности детей. Современные игры обладают большим разнообразием, но не всегда соответствуют ФГОС ДО и не несут в себе психолого-педагогическую пользу.

Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально-творческого развития дошкольников.

Одним из средств интеллектуально-творческого развития ребенка является игровая технология В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».

Цель технологии — развитие познавательно-творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса — познания — творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально-творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.

Важно, что среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования в среде ФГОС ДО.

Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

Во-вторых, данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

В-третьих, «Фиолетовый лес» среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная [2, c. 6].

Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, c. 5].

Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, а также и детей с ограниченными возможностями здоровья [2, c. 11]. «Фиолетовый лес» полностью удовлетворяет данной задаче. В группе создали «Центр развивающих игр В.В. Воскобовича». Изготовили на подгруппу конструкторы «Чудо-крестики», «Чудо-соты», двухцветный квадрат. К этим играм имеются альбомы фигурок для конструирования. Для малышей приобрели и другие конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Игры постоянно находятся в открытом доступе для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.

Изначально среда «Фиолетовый лес» была создана для детей дошкольного возраста, но оказалось, что она может быть использована начальной школой, а также логопедами, дефектологами.

Согласно ФГОС ДО среда «Фиолетовый лес» обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.

В своей работе используем методику «Сказки фиолетового леса». Образовательное содержание методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться, немного назад и осваивать предшествующее содержание [3, c.4]. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Познавательному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Ребенок может творить по своим задумкам, не подчиняясь образцу. В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. атмосфера сотрудничества, Такой доброжелательный настрой повышает эффективность интеллектуально-творческого развития дошкольников.

Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. В нем есть Озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх: «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Откуда выпал листик». и др. Игровые действия в играх — это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно — исследовательской деятельности. Обсуждая проблемную ситуацию («Что было бы, если не было леса»), у детей развивается самостоятельность мышления, способность рассуждать, аргументированная и доказательная речь.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи. В игре «В гостях у гусеницы Фифы» учим выстраивать трехэтажные башенки по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.

Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича. Например: в игре «Как Магнолик собрал куклу-неваляшку» путем наложения частей на схему развиваем умение составлять силуэт неваляшки, подбирая нужную фигуру.

Логическое мышление развиваем увлекательной игрой — двухцветным квадратом. Сгибая квадрат пополам по горизонтали, по вертикали у малышей получаются разные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник. В итоге получаем образное название фигур: «как горка», «как шоколадка», «как семафор» и др.

Интересны и познавательны для малышей игры-путешествия: Например: «В гости в сказочный Фиолетовый лес». В игровой и творческой деятельности поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации.

Следует отметить, что игровое общение воспитанников важно для развития коммуникативной деятельности, навыков общения с другими детьми, взрослыми. Используем такие игры как: «Мишка», «Солнышко и дождик» и др. С помощью игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект.

Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к практическим методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.

Учитываем индивидуальные потребности ребенка, выстраиваем образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат

Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию [3, c.5]. В итоге ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».

«Фиолетовый лес» активно используем в непосредственно- образовательной деятельности, решаем многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФГОС ДО.

Например, в формировании математических представлений используем игру: «Кто быстрее» просим воспитанников определить на глаз кто быстрее прибежит к цветку, у кого длиннее дорожка, у кого короче. В конце игры дети придумают историю, как ежики поздравили Лягушку.

Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Помоги утеплить норки» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

В речевом развитии в игре «Помоги медвежонку Мишику» у младших дошкольников формируем умение слушать и понимать инструкцию, развиваем речь, знакомим с понятиями «вдоль», «до», «через», «в». В конце игры дети придумывают и рассказывают историю, как Медвежонок Мишик возвращался домой.

В художественно-эстетическом развитии в играх «Дорисуй фигуру», «Осенний коврик», «Кто прячется в лесу», при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию, составляем узор, чередуя предметы по цвету и размеру. Малыши находят в фигурах сходство с листиком, шариком, ежиком и др. Уточняем, что можно дорисовать, чтобы получилась мышка, листик и. т.д.

«Фиолетовый лес» можно использовать и в физическом развитии младших дошкольников, развивая при этом двигательные качества, координацию движений, формируем ориентировку в пространстве в таких играх как: «Повтори движение», Путешествие в осенний лес» и др.

Считаем, что наиболее эффективно при организации совместной деятельности создать условия для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических, что позволяет решать вместе развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.

Данная среда представляет интерес в развлечениях, праздниках, в свободной совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в самостоятельной деятельности детей, сочинение загадок, придумывание сказок и персонажей.

В самостоятельных играх закрепляем дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально-творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

Необходимым в своей работе считаем взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В.В, Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому проводим с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и применению игр, мастер-класс: «Путешествие по Фиолетовому лесу». Научили, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В.Воскобовича. Считаем, что просто необходимо родителям помочь придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.

Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В. В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО — сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки РФ. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96с.
  2. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно — пространственная среда Методическое пособие. — 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. — 176 с.
  3. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст. — 2012: СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012. — 208с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, Фиолетовый лес, игровая технология, взрослый, дошкольный возраст, мелкая моторика, среда, двухцветный квадрат, игровая форма.

Ключевые слова

ребёнок, игровая технология, В. В. Воскобович, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Использование развивающих игр В.Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций

Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В.Воскобовича для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи»

Рассмотрены особенности внедрения в практическую деятельность ДОУ программы «Детство в родном Сочи».

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников

Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Использование развивающих игр В.Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций

Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В.Воскобовича для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи»

Рассмотрены особенности внедрения в практическую деятельность ДОУ программы «Детство в родном Сочи».

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников

Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».