Конспект НОД «В гости к Барабушке» для детей 6–7 лет: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование из природного материала
Авторы: Шуваева Ирина Павловна, Порядина Любовь Делийевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 01.03.2020
Статья просмотрена: 177 раз
Библиографическое описание:
Шуваева, И. П. Конспект НОД «В гости к Барабушке» для детей 6–7 лет: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование из природного материала / И. П. Шуваева, Л. Д. Порядина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15684/ (дата обращения: 15.11.2024).
Задачи:
- Продолжать учить определять характер и эмоциональное состояние героев по сюжетным сказочным иллюстрациям, подбирать к ним пиктограммы с соответствующими эмоциями (грусть, злость, радость, удивление), объективно оценивать как свою работу, так и работу товарищей.
- Закрепить знания детей о писателях-сказочниках, прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки.
- Развивать связную речь, мышление, конструктивные способности, фантазию, творческое воображение.
- Формировать навыки творческого рассказывания.
- Воспитывать любовь к художественной литературе, окружающей природе и проявлять интерес к конструктивной деятельности.
Материал: интерактивная доска или экран; презентация с иллюстрациями сказочных персонажей («Тараканище» (Б), «Апельсин» (А), «Снежная королева» (Р), «Чиполино» (А), «Чебурашка» (Б), «Лисичка сестричка и серый волк» (У), «Красная шапочка» (Ш), «По щучьему веленью» (К), «Волшебница» (А); презентация с д/и «Подбери эмоцию к картинке» (или наборы пиктограмм по количеству детей, сюжетные картинки из разных сказок с ярко-выраженными эмоциями у персонажей); природный материал (шишки, веточки, коряги, семечки и т. д.); пластилин, стеки, влажные салфетки; дерево с загадкой; игрушка Барабушка (из природного материала); аудиозапись (музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей, запись песни «Отличное настроение»).
Ход:
(в аудиозаписи звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: — Ребята, вы любите сказки? А чем сказка отличается от других литературных жанров? (в сказках происходят чудеса, превращения, волшебство. Там могут разговаривать и животные, и птицы, и даже предметы…)
Воспитатель: — Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, сказки о животных). Кто сочиняет сказки? (Писатели — сказочники, народ). Каких писателей — сказочников вы знаете? (Г. Х. Андерсен, А. С. Пушкин, С. Писахов, Братья Гримм, Ш. Перро, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, С. Я. Маршак и т. д.)
Воспитатель: — В сказках бывают не только добрые, положительные герои, но и злые, отрицательные персонажи. Как же мы их узнаем? (по эмоциям). С помощью мимики изобразите злого героя (психогимнастика с детьми: злость, гнев).
Воспитатель: — Что сделать, чтобы герои в сказках стали добрыми? (ответы детей) Покажите мимикой какие эмоции у добрых героев (Психогимнастика: радость, доброта) Каких положительных сказочных героев вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: — Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на экран: из каких сказок эти персонажи? (ответы детей). Подберите к каждой иллюстрации подходящую пиктограмму (эмоцию).
(Дети соединяют карточки-пиктограммы, которые расположены внизу экрана, с подходящей иллюстрацией, объясняют свой выбор.)
Воспитатель: — Молодцы! Мы сегодня отправимся в гости к одному сказочному герою. А вы хотите узнать кто он? Загадка:
«Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
То на всё найдешь ответ». (буквы)
Воспитатель: — Правильно! Буквы нам помогут узнать имя сказочного персонажа, но чтобы получить буквы вы должны правильно ответить на все вопросы, и тогда из полученных букв мы узнаем имя того, кто нас ждёт в гости. (Мольберт или презентация с картинками).
- «Тараканище»
Вопросы: Чьих усов испугались звери в одной из сказок К. Н. Чуковского? (на экране появляется картинка к сказке) Из какой сказки герой? Какие пословицы подошли бы к этой сказке?
Воспитатель: — Правильно, ребята! Мы получили первую букву (на экране появляется буква «Б»).
- «Апельсин»
Загадка: «Оранжевое солнце купили в магазине.
Внутри у солнца дольки есть
И много витаминов» (на экране появляется картинка к сказке) Правильно, это апельсин. А вы знаете такую сказку? Кто же её написал? (С. Писахов) (на экране появляется буква «А»)
- «Снежная королева»
Послушайте отрывок из сказки, а после назовите её и автора этой сказки: «Ой! — воскликнул вдруг мальчик. — Что-то мне попало в глаз и кольнуло прямо в сердце! Это был осколок дьявольского зеркала. Бедняжка Кай! Теперь его сердце превратится в кусок льда…»
Воспитатель: — Вы абсолютно правы, ребята, это «Снежная королева» (на экране появляется картинка из сказки), а написал её замечательный сказочник Г. Х. Андерсен. Какую же букву нам даст Снежная королева? (на экране появляется буква «Р»)!!!
- «Чиполинно»
Чью песенку вы сейчас услышите? (на экране появляется картинка к сказке) Кто написал эту сказку? (Дж. Родари) (на экране появляется буква «А»)
- «Чебурашка»
Кто был другом крокодила Гены? (на экране появляется картинка к сказке). Какие пословицы о дружбе вы знаете? Кто автор этой сказки? (Э. Успенский) (на экране появляется буква «Б»)
- «Лисичка — сестричка и серый волк» (на экране появляется картинка к сказке).
К какой сказке иллюстрация? Кто её написал? (русский народ, поэтому русская народная сказка) Какими словами можно описать характер лисы в этом произведении? В каких сказках можно еще встретить этого персонажа? («Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Лиса Патрикеевна», «Заюшкина избушка» и т. д.) (на экране появляется буква «У»).
- «Красная шапочка»
Кто из сказочных героев носил эту шапочку? (на экране появляется картинка к сказке). Кто спас Красную Шапочку от волка?
Назовите автора сказки? (Ш. Перро) (на экране появляется буква «Ш»)
- «По щучьему велению».
В какой сказке главному герою помогала своим волшебством щука? (на экране появляется картинка к сказке) Какие заветные слова произносил Емеля? (на экране появляется буква «К»).
- «Волшебница» (на экране появляется картинка к сказке)
Кто это? Из какой сказки? Автор? (Г. Х. Андерсен) Какие чудеса происходили в ней? Как по-другому волшебница могла наказать (или наградить) сестёр? (на экране появляется буква «А»)
Воспитатель: — Вот теперь все буквы открылись. Прочтите, кто же нас пригласил в гости? (дети читают «БАРАБУШКА»)
Воспитатель: — Идём на встречу с Барабушкой (физпауза)
Подходят к «дереву», на нем загадка: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Воспитатель: — Все понятно! Барабушка — это сказочный лесной житель. А вот и он (игрушка из природного материала).
Воспитатель: — Но что случилось? Почему он такой грустный?! Оказывается, он совсем один в этом лесу. Что же делать? (предположения детей)
(В результате обсуждения привести детей к выводу, что необходимо сделать друзей для Барабушки, а так как этот сказочный герой сделан из природного материала, то и друзей можно изготовить, используя природный материал.)
Воспитатель: — Ребята, пофантазируйте, кого вы хотите сделать и подберите необходимый природный материал для вашей поделки.
(Перед выполнением работы воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику)
Воспитатель: — вы очень дружные ребята,
И ручки чудные у вас!
В волшебников все превратитесь
И Барабушке поможете сейчас!
(Включается музыка. Изготовление поделок детьми. Воспитатель руководит творческим процессом: при необходимости помогает, советует, подсказывает, подбадривает, поощряет самостоятельность, интересные «задумки» и т. д.)
После выполнения работы дети составляют рассказ о своей поделке. Используется опорная схема. Детям предлагается найти самого весёлого (храброго, необычного…) героя.
(Воспитатель с Барабушкой дают общую оценку деятельности детей.)
Барабушка: — Спасибо, вам ребята! Теперь мне не будет скучно! Я очень радостный и счастливый, потому что у меня появилось много замечательных друзей. У вас действительно волшебные ручки!!!
(общая песня с движениями «Отличное настроение» слова Л. А. Старченко.)
Воспитатель: — Вы, ребята очень добрые, талантливые, умные. Молодцы! Мы сегодня побывали в сказке. Помогли Барабушке. Попрощаемся с обитателями волшебного леса и возвращаемся в детский сад!
Барабушка: — До свидания, дорогие ребята! А это вам от меня подарок. Приходите к нам в гости! (вручает детям красивую коробку с природным материалом).
Литература:
- Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Гульянц, Э.К., Базик, И. Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. — М.: Просвешение, 2011. — С. 5–17
- Парамонова, Л. Конструирование из природного материала [Текст] / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — С. 90–96.
- Поделки из природных материалов [Текст] / О. П. Куликова. — М.: Издательский дом МСП, 2008. — С.7–17.
- Померанцева Э. В. «Писатели и сказочники» Э. В. Померанцева — М.; Сов. писатель 1988. -357, [2] с.
- 6.Фантазии из природных материалов [Текст] / Е. Немешева. — М.: Айрис — пресс. — 2011. — С. 4–7.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио, 1996.
- Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.