Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15699/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. Участники: педагоги и дети дошкольного возраста.

Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Мы воспитатели не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно, формируем ответственность. При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.

В программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира, что представлено в таблице 1 [5, стр. 25].

Таблица 1

Содержание работы по программе ВасильевойМ.А.

Возрастная группа

Содержание работы

I младшая группа

Знакомим с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; учим узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.). Знакомим детей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, лапы).

II младшая группа

Знакомим детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учим узнавать по внешнему виду. Знакомим с основными потребностями животных, для существования жизни (тепло, свет, вода, пища).

Средняя группа

Учим узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показывать особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т. д.), закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируем желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.

Старшая группа

Знакомим с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учим детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).

Особенности формирования знаний детей о животных:

– Накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

– Формируются обобщенные представления о животных, усваиваются слова-термины, накапливаются знания о новых животных;

– Образуются общие представления в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать на основе сходства;

– Формируются общие представления, осуществляющиеся по законам мышления дошкольника, ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки [1, стр. 56].

Поэтому, работа по ознакомлению дошкольников с животным миром проводится по трем направлениям:

– внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т. д.);

– среда обитания животного и характер его приспособления к условиям жизни;

– приносимая животным польза для человека.

Дети не умеют внимательно, долго наблюдать за животным, делать относительно него какие — либо выводы, обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности отдельно взятого животного. Часто дети имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни.

К 5–6 годам у детей формируется понимание связи между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают такие дидактические игры, как:

– Предметные. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

– Настольно-печатные. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Лото», «Животные севера» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

– Словесные. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

– Дидактические игры. Используются на занятиях по экологическому образованию, начиная с младшей группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы [4, стр. 36].

У детей нашей группы знания о животном мире не достаточно четкие и, поэтому, мы используем беседы, разнообразные игры, рассматриваем иллюстрации, предлагаем интеллектуальные вопросы и задания. Также проводим с детьми мозговой штурм, в ходе которого, дети самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы: Почему ты любишь животных? Это домашнее или дикое животное? Где они обитают? Чем питаются? Как добывают себе пищу? Иногда, дошкольникам предлагается пофантазировать, что было бы, если бы в природе не было зайчиков?

При проведении беседы с детьми мы используем большой арсенал наглядных пособий с изображением животных и художественное слово, мультимедийные презентации, предлагаем настольные игры, посещаем библиотеку, читаем и рассматриваем энциклопедии.

Результаты нашей работы показали, что со временем, представления дошкольников о животном мире становятся более систематизированы и конкретизированы, увеличивается объем знаний и представлений у детей о животном мире.

Таким образом, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Однако, взрослые, воспитывающие ребенка, обязательно должны сами обладать экологической культурой, понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по поводу их решения. Только тогда у маленького ребенка будут формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и ему откроется прекрасный мир природы.

Литература:

  1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой — М.: Просвещение, 1988
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий — М.: ТЦ Сфера, 2004
  3. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. Общение с природой начинается я с детства — Пермь: 1992
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие — М: «Академия», 2005.
  5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0495/3_0495–168/shtml/
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой — М.: Мозаика — Синтез, 2006
  7. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника — СПб.: Литера, 2007
  8. Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов — Пермь: ПГПИ, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, ребенок, животное, игра, мир природы, младшая группа, представление, дошкольный возраст, ребенок представлений, экологическая культура.

Ключевые слова

дошкольники, знания о животных

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».