Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грачёва, Р. Р. Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства / Р. Р. Грачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15705/ (дата обращения: 16.10.2024).



Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического воспитания детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства в условиях современности. Раскрываются понятия «воспитание» и «эстетическое воспитание», а также «средства хореографического искусства», способствующие формированию эстетической воспитанности, активного творческого мышления, возвышенных чувств в рамках нынешних реалий общественной действительности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, хореографическое искусство, воспитание, молодое поколение.

Keywords: aesthetic education, choreographic art, education, young generation.

Современные трансформации, происходящие в нашем обществе, характеризуются различными переменами во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Данное обстоятельство в силу реализации целей Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Национального проекта «Образование» актуализирует проблему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [1]. В этой связи нынешняя педагогическая практика выдвигает в качестве приоритетной задачу развития эстетического и духовно-нравственного потенциала творчески активной личности. Красота помогает развить энтузиазм к труду, выработать культурные потребности и установки, способствует включению в систему общественных отношений и комфортному общению между людьми. На этой основе ориентация на данную задачу предоставляет колоссальные возможности для дальнейшего всестороннего личностного развития молодого поколения, и возведения его к моральным и духовно-нравственным идеалам.

Прежде всего, следует обратиться к понятиям «воспитание» и «эстетическое воспитание» как ключевым компонентам современной образовательной системы. Само по себе воспитание служит ключевым направлением деятельности нынешней системы образования, связанное с привитием уважительного и толерантного отношения к культуре, знаний о мире, представлениях о человеческих радостях и страданиях.

Под эстетическим воспитанием, согласно трактовке Л. А. Шестаковой, понимается «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее» [2].

О.А. Красильникова под эстетическим воспитанием подразумевает систему мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [4, с. 47].

Итак, под эстетическим воспитанием мы будем понимать ключевой компонент культуры личности, который благоприятствует полноценному восприятию прекрасного в искусстве и жизни, обеспечивает познание и следование прекрасному под влиянием искусства и различных эстетических явлений. Эстетическое воспитание является залогом не только гармонично развитой личности, но и эффективного развития всей образовательной системы.

Большую роль в эстетическом воспитании детей играет хореографическое искусство. Уроки хореографии, которые являются элементом духовной жизни, сегодня набирают большую актуальность, поскольку они обладают всеми необходимыми возможностями для полноценного эстетического совершенствования детей. Выделение хореографического искусства среди множества форм эстетического воспитания объясняется сочетанием в себе различных средств хореографического искусства, к которым относятся пластические движения, ритмика, театральное и изобразительное искусство, общеразвивающие упражнения. Названные средства хореографии развивают умение выполнять движения в различных сочетаниях друг с другом, формируют специальные физические качества, умение согласовывать собственные движения с музыкальным сопровождением, ритмично исполнять движения, передавать художественные образы в танце, развивают музыкальность и артистизм, воспитывают характер.

Помимо физического развития, уроки хореографии с использованием вышеназванных средств хореографического творчества раскрывают красоту прекрасного, необычайного окружающего мира, развивают духовные основы нынешнего образа жизни, художественные восприятия. «Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты» [6, с.2]. Иными словами, они способствуют глубокому пониманию и творению прекрасного, положительным эмоциям, гармоничному личностному развитию ребенка, благоприятной социализации. Таким образом, под эстетическим воспитанием средствами хореографического искусства мы будем понимать специфическое для хореографии развитие эстетического восприятия в процессе выполнения движений и исполнения репертуара, направленное на развитие у детей стремления к красоте, эстетике, желание и способность увидеть прекрасное в искусстве и обыденной жизни. На этой основе, следует говорить об эстетическом воспитании детей средствами хореографического искусства как особо значимой трансформации современного образования, интегративно влияющем на индивида.

Каждый возрастной период в эстетическом воспитании обладает характерными особенностями, и вносит свой вклад в формирование нравственного личностного сознания. Дошкольный возраст является благоприятным для развития эстетических представлений в силу психофизиологического развития данного возраста. Данный возрастной период характеризуется первоначальным становлением личности ребенка [4, c.57]. В дошкольном возрасте ребенок имеет способность реагировать на красивое в его окружении и искусстве, у него развивается воображение и фантазия. Поэтому в этом возрасте необходимо использовать различные средства эстетического воспитания, в особенности, творческую деятельность и искусство, поскольку именно на этом этапе происходит развитие творческих способностей детей, умения выражать собственные чувства, впечатления, а также проявление активного интереса к различным видам художественной деятельности.

Помимо этого, в этом возрасте можно наблюдать стремление к творческой деятельности, овладение базовыми навыками в хореографии. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью ознакомления с прекрасным, различными видами и средствами искусства, привития основ нравственной культуры и этикета, манеры поведения в обществе. Следует отметить, что в процессе обучения хореографии детей данной возрастной группы необходимо использовать игровую форму. Она должна быть органической составляющей занятия. Итак, в дошкольном возрасте эстетическое воспитание средствами хореографического искусства характеризуется включением детей в творческую деятельность, в процессе которой происходит развитие у детей стремления к красоте, проявление творческой активности.

Школьный возраст выступает переломным моментом в жизни ребенка, но, в то же время, наиболее оптимальным возрастом для эстетического воспитания. Именно в данный возрастной период закладывается фундамент нравственного и эстетического сознания, формируется система устойчивых побуждений детей, общественная личностная направленность. В данном возрасте уже используются усложненные комбинации движений, осуществляются более объемные постановочные работы. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами хореографического искусства способствует формированию эстетических идеалов, художественного эталона, эстетического отношения к творчеству и жизни.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что залогом успешного развития современной образовательной системы выступает эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения. Особое место в эстетическом воспитании занимает хореографическое искусство. Занятия хореографией способствуют не только сохранения и укрепления общего физического состояния, но и развивают моральные качества личности, приобщают детей к прекрасному, служат фундаментом для дальнейшего построения духовно-нравственных и эстетических ценностей.

Литература:

  1. Мугаджирова А. М., Исаева М. М. О критериях художественно-эстетического воспитания школьников // Известия ДГПУ. — Т.1. — № 2. — С. 70–75.
  2. Руковицын М. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание. — 2002. — 432 с.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  4. Шевцова М. М. Некоторые аспекты воспитания детей дошкольного возраста // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2019. — С. 47–52.
  5. Штольц Х., Рудольф Р. «Как воспитать нравственное поведение у дошкольника?» М.: Мозаика-Синтез. — 2003. — 195 с.
  6. Янковская О. В., Ламанская Н. Б. К вопросу о возможностях детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — Т.11. — № 4 (28). — С. 1–7.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, хореографическое искусство, дошкольный возраст, эстетическое воспитание детей, возрастной период, молодое поколение, средство, творческая деятельность, Российская Федерация, современная образовательная система.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование толерантности в условиях хореографического коллектива

В данной статье рассматривается проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире. В современных условиях интенсивного межнационального общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность. Среди множества форм художеств...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Похожие статьи

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование толерантности в условиях хореографического коллектива

В данной статье рассматривается проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире. В современных условиях интенсивного межнационального общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность. Среди множества форм художеств...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...