Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)
Авторы: Бочарова Татьяна Владимировна, Виноградов Андрей Борисович, Киржаева Наталья Васильевна, Малик Любовь Алексеевна, Мартемьянова Елена Валерьевна, Щеглова Наталья Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 19.03.2020
Статья просмотрена: 163 раза
Библиографическое описание:
Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Т. В. Бочарова, А. Б. Виноградов, Н. В. Киржаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15716/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из неотъемлемых составляющих успешного педагогического процесса, безусловно, является заинтересованность обучающихся в учебном предмете. Если педагогу удается заинтересовать ученика в изучении своего предмета, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Дети будут с охотой выполнять задания, легче и лучше усваивать материал, стараться самостоятельно узнать что-то новое, какие-то интересные или необычные сведения по интересному для них предмету. Одним из эффективных дополнительных стимулов изучения предмета мы считаем тематические или предметные декады, которые проводятся в нашей школе на постоянной основе ежегодно.
Разумеется, подобные мероприятия требуют достаточно серьезной предварительной подготовки. На первом подготовительном этапе вопрос о проведении декады ставится на всестороннее обсуждение на заседании соответствующего школьного методического объединения (ШМО), где определяется основная тематика декады на этот учебный год. Далее учителя-предметники занимаются подготовкой собственной учебной программы на эту декаду, то есть непосредственно планирую возможные мероприятия. На следующем заседании ШМО эти планы тщательно сверяются, обсуждаются, из их числа выбирают наиболее интересные мероприятия, после чего составляется единый для ШМО график проведения декады с указанием точных дат, названий, тем, принципов и правил проведения каждого мероприятия. Обязательно указываются классы, которые по плану будут принимать в них участие, так как принцип разделения по возрасту и уровню подготовки необходимо учитывать для достижения максимального эффекта и принципа дифференцированного подхода. После утверждения плана декады на ШМО и в администрации школы, его график попадает в общий доступ (на сайт школы), доводится до обучающихся и классных руководителей. Но это, так называемая, организационно-техническая сторона вопроса, которая ничего не даст без интересного наполнения декады событиями и соблюдения основных педагогических принципов проведения подобных мероприятий.
Каких же принципов следует придерживаться при организации и проведении подобной декады? Первый и главный принцип — заинтересованность обучающихся. Он одновременно является и основной задачей этого мероприятия. Ученики должны заинтересоваться изучаемым предметом, получить дополнительный импульс в его освоении и возможном самостоятельном развитии в данной области. Этот принцип реализуется за счет интересных заданий, как правило носящих творческий, нестандартный, веселый, интересный и динамичный характер. В данную категорию заданий можно включить различные викторины, конкурсы, квесты, которые неизменно вызывают интерес у обучающихся. Задания такого рода могут носить индивидуальный и групповой характер. Можно провести викторину среди обучающихся одного класса с индивидуальным подсчетом призовых баллов и выявлением победителей и призеров, или разбить класс на две и более команд. Допустим вариант проведения викторины между параллельными классами при полном совпадении учебных программ или наличии уверенности в том, что разные классы способны справиться с заданиями одинаково успешно.
Вторым принципом проведения тематической декады является — «успешность», то есть возможность создания ситуации успеха для максимального количества участников декады. Именно ситуация успеха зачастую считается мощнейшим стимулирующим фактором в современной педагогике. Тематическая декада должна дать возможность каждому обучающемуся, принимающему в ней участие, проявить себя с положительной стороны, справиться с теми или иными заданиями, добиться пусть незначительного, но успеха и поощрения. Это особенно важно для обучающихся испытывающих сложности в освоении данного предмета. Здесь же у них появляется шанс проявить себя, добиться успеха, показать и почувствовать свои силы.
Третий принцип — массовое и в тоже время добровольное участие. То есть, с одной стороны, педагог должен спланировать тематическую декаду так, чтобы задействовать в ней максимальное количество обучающихся. С другой стороны, учащиеся принимают участие в мероприятиях исключительно добровольно, по собственному желанию и из личной заинтересованности. Никого нельзя принуждать. Например, при проведении индивидуальной викторины в классе, несколько учеников не захотят в ней участвовать. Педагог не должен реагировать на это негативно. Необходимо заранее придумать роль и «легенду», для отказавшихся участвовать. Например, сказать: «А вы, ребята, будете у нас наблюдательным советом или группой иностранных экспертов, занимающихся подсчетом баллов у участников». Очень часто, отказавшись от непосредственного участия в викторине и выполнив «почетную роль» наблюдателя, ученик охотно принимает участие в следующем конкурсе.
Четвертый принцип — дифференцированный подход. Он обеспечивается реализацией и учетов сразу нескольких важных моментов. Задания и мероприятия необходимо планировать со строгим учетом возрастных особенностей обучающихся. Задания для пятиклассников скорее всего не вызовут интерес у учеников старших классов, а мероприятия для старшеклассников окажутся непосильными для обучающихся младших классов. Необходимо учитывать и степень подготовленности каждого ученика, давая возможность и успевающим и неуспевающим учащимся проявить себя с лучшей стороны. Для обучающихся, освоивших программу в полном объеме, проявивших глубокие знания по данному учебному предмету, будет интересным участие в тематических олимпиадах, решение задач повышенной сложности. Для обучающихся, в недостаточной мере освоивших программу, испытывающих сложности в освоение данного предмета, разумнее предложить задание с более низкой степенью сложности, творческие задания, проекты или доклады, которые можно подготовить заранее.
Пятый принцип — разнообразие. Он подразумевает под собой наличие большого количества заданий и мероприятий, дающий учащемуся право выбора. Ученик, ознакомившись с планом декады, имеет возможность самостоятельно определить для себя те мероприятия, в которых он хочет участвовать. Свой выбор он может основывать на личных пристрастиях, склонностях, собственном уровне подготовке, заинтересованности, временных и организационных возможностях. О своем желании принять участие в том или ином мероприятии он сообщает учителю-предметнику, который включает его в заявку и обеспечивает всем необходимым для его выполнения, а так же дает советы, рекомендации, разъяснения и консультации.
Далее мы приведем в качестве примера планы нескольких тематических декад, прошедших в нашей школе в этом 2019–2020 учебном году:
План проведения декады географии; учитель Киржаева Н. В.
№п/п |
Мероприятия декады «Географии» |
Сроки |
1. |
Оформление стенда «География вокруг нас» |
14.10 |
2. |
Интеллектуальная игра по географии. 9 классы |
21.10 |
3 |
Географическая игра «Интеллектуальный лабиринт» 11 класс |
18.10 |
4. |
Географический марафон «О географии шутя» 6-е классы. |
16.10 |
5. |
Гладиаторские бои по географии. 7-е классы. |
21.10 |
6. |
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» 8 класс,10 класс. |
16.10 |
7. |
1 день «Мы- путешественники» 2 день «День географических шуток» 3 день «Кто в городе живет» 4 день «День Московской области» 5–11 классы |
16.10 18.10 21.10 23.10 |
8. |
Конкурс географических кроссвордов. 5–11 классы |
14.10–24.10 |
9. |
Конференция «Международные организации и их влияние на политическую карту мира» 10 класс |
09.10. |
10. |
Посещение лекций в Дипломатической Академии по теме: «Международные отношения и международные организации» 5–11 классы |
11.10, 19.10. |
11. |
Школьный тур ВОШ. 5–11 классы |
16.10. |
12. |
Экскурсия в город Мышкин. 5-е классы |
23.10 |
13. |
Презентации «Россия — страна открытий»; «Великие русские мореплаватели» |
В течение декады |
Подведение итогов; вручение наград и призов победителям, призерам, участникам |
||
План проведения декады математики и информатики
№п/п |
Мероприятия декады |
класс |
учитель |
Сроки |
1. |
Создание мультипликационного героя в программе MicromediaFlash |
8б,а |
Виноградов А. Б. |
02.03 |
2. |
Урок — зачёт «Тригонометрические формулы» |
10 |
Малик Л. А. |
|
3. |
Вставка таблиц и графиков в программе PowerPoint |
6б,а |
Виноградов А.Б |
|
4. |
Урок на тему «Защита информации» |
10 |
Виноградов А.Б |
|
5. |
Работа с одномерными массивами на языке Pascal |
9а,б |
Виноградов А.Б |
03.03 |
6. |
Игра «Клуб веселых математиков» |
8а |
Малик Л.А |
|
7. |
Творческий урок «Два угла» |
7б |
Малик Л. А. |
|
8. |
Создание блок-схем в программе PowerPoint |
5а,б |
Виноградов А.Б |
04.03 |
9. |
Изучаем клавиатуру. Клавиатурный тренажер «Малыш» |
2 а,б |
Виноградов А. Б. |
|
10. |
Кодирование текста. Игра «Закодируй слово» |
3 а,б |
Виноградов А.Б |
|
11. |
Технология создания презентаций |
4 а,б |
Виноградоа А. Б. |
|
12. |
Математическая эстафета |
9 а,б |
Малик Л. А. |
|
13. |
Математический калейдоскоп |
7 а,б |
Малик Л. А. |
|
14. |
Технология работы с фотографией в программеGimpPortable |
7 а,б |
Виноградов А. Б. |
|
15. |
Геометрический марафон (повторяем геометрию) |
9б,а |
Малик Л. А. |
05.03 |
16. |
Решение логических и занимательных задач «Детектиное агентство» |
8а |
Малик Л.А |
|
17. |
История развития мобильной связи |
11 |
Виноградов А. Б. |
|
18. |
Урок-викторина «Ромашка» |
8а |
Малик Л. А. |
06.03 |
19. |
Открытый урок «Мой друг — компьютер» |
5 а,б |
Виноградов А. Б. |
|
20. |
Конкурс художников «Рисунки на координатной плоскости» |
7 а,б |
Малик Л. А. |
|
21. |
Презентации учащихся на тему «Русские имена в математике и информатике» |
2–11 |
В течение декады |
|
Подведение итогов; вручение наград и призов победителям, призерам, участникам |
||||
За рамками декады будет проведен ежегодный международный математический конкурс «Кенгуру».
План проведения декады физики; учитель Бочарова Т. В.
№п/п |
Мероприятие |
Класс |
Даты |
1. |
Познавательная игра «Десяточка» |
11 |
14.10 понедельник |
2. |
Игра — викторина «Мир теплоты» |
8 а,б |
|
3. |
Игра — конкурс «Самый умный» |
10 |
|
4. |
Викторина в игровой форме «Кинематика» |
9а,б |
15.10 вторник |
5. |
Открытый урок-игра «Физика — это познавательно и интересно» |
7 а,б |
16.10 среда |
6. |
Конкурс «Великие физики — мы вас знаем» |
7–11 |
17.10 четверг |
7. |
Оформление стенда творческих работ «Физика вокруг нас» |
7–11 |
18.10 пятница |
8. |
Презентации учащихся «Великие отечественные физики» |
7–11 |
В течение декады |
Подведение итогов; вручение наград и призов победителям, призерам, участникам |
|||
За рамками декады были проведены этапы ВОШ по физике.
План проведения декады истории; учитель Щеглова Н. А.
№п/п |
Мероприятие |
Класс |
1. |
Урок-игра «Древний Восток» |
5 а,б |
2. |
Конкурс кроссвордистов «Народы и государства на территории нашей страны в древности», |
6 а,б |
3. |
Игра «Правовой турнир» |
6 а,б |
4. |
Конкурс плакатов "75 лет Великой Победы» |
7 а,б |
5. |
Викторина «Звездный час» (XVI-XVII века истории России) |
7 а,б |
6. |
Защита проектов «Петр I — царь реформатор» |
8 б |
7. |
Исторический журнал «Маршалы Победы» |
9 б |
Подведение итогов; вручение наград и призов победителям, призерам, участникам |
||
Как видно из приведенных выше планов проведения тематических декад по разным предметам, все педагоги при их составлении руководствовались основными принципами: заинтересованность обучающихся, успешность, массовое и добровольное участие, дифференцированный подход, разнообразие. Главными целями проведения подобных мероприятий, по мнению наших учителей, являются:
1) повышение интереса к изучаемому предмету,
2) расширение и углубление знаний по данному предмету,
3) развитие интеллектуальных способностей учащихся,
4) Развитие творческих способностей,
5) Формирование и развитие организационных способностей учащихся,
6) Формирование и развитие навыков целенаправленного поиска информации по заданной теме в различных источниках
7) Развитие навыков работы в команде и взаимодействия,
8) Формирование лидерских качеств.
В старших классах одной из важных целей тематических декад является выявление склонностей обучающихся к тем или иным предметам, помощь в профессиональной ориентации, выборе будущей профессии с учетом уровня знаний, способностей, предпочтений и талантов обучающихся к определенным дисциплинам учебного цикла. Другой важнейшей целью, проходящей связующей красной нитью через все тематические декады, является воспитание патриотических чувств, гордость за свой народ, свою страну, свой Дом.
Рассмотрим более подробно одно из заданий тематических декад, которые выполняли наши обучающиеся в этом году. Стоит отметить, что подобный тип заданий очень понравился нашим обучающимся и вызвал у них неподдельный энтузиазм. За 5 минут до начала урока представители от каждой команды (одного класса) получали листок с заданиями, например: с фотографиями 10 самых известных мореплавателей. В таблице напротив необходимо было вписать их имена, годы жизни, совершенные географические открытия. Участники имели право искать информацию в любых источниках и пользоваться любыми средствами: интернет (компьютер, телефон, планшет), учебники, справочники (собственные и в библиотеке). Выигрывала команда, которая наиболее точно и быстро отвечала на все задания и сдавала свою работу в конкурсную комиссию. Подобный вид деятельности помогал учащимся развить навыки работы в команде, целевого поиска информации различными способами и в разных источниках, расширению их кругозора, углублению знаний по предметам.
В каждом плане проведения декады обязательно фигурирует строка: «Подведение итогов; вручение наград и призов победителям, призерам, участникам». Это важный и неотъемлемый элемент проведения подобного рода мероприятий. Он неизменно вызывает самые положительные эмоции у обучающихся, повышает их самооценку, создает и закрепляет ситуацию успеха. Они понимают, что их труд, усилия высоко ценятся педагогами школы.
В данной статье мы постарались показать на практических примерах важность проведения тематических, предметных декад для успешной организации учебного процесса, основные принципы, цели и задачи данных мероприятий, конкретные задания по предметам учебного цикла: математике, физике, истории, информатики, географии. Надеемся, что наш опыт будет полезен для преподавателей данных предметов и поможет им в практической деятельности.
Литература:
- Фастова Е. И., Иванова О. Л».Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога» — изд. «Учитель» 2019г.
- Ксензова Г. Ю. «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников». — изд. Педагогическое общество России, 2008г.
3. Перельман Я. И. «Занимательная арифметика. Занимательная математика» — изд. Римис 2016г.
4. Демченко Е. С. «Нестандартные уроки физики. 7–11 классы» — изд. Корифей 2005г.
5. Маркин В. А. «Увлекательная география» — изд. Аванта 2017г.
6. Лопатюк Л. В. «Нестандартные уроки истории. 5–6 классы» — изд. Корифей 2004г.
7. Сорокина Е. П. «Нестандартные уроки истории по учебнику «История России». 7–8 классы» — изд. Корифей 2004г.
8. Гераськина И. Ю., Тур С. Н. «Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2–11 классы» — изд. Планета (уч.) 2011г.