Результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации людей третьего возраста посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность
Авторы: Эртман Елена Владимировна, Резникова Александра Викторовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 18.03.2020
Статья просмотрена: 69 раз
Библиографическое описание:
Эртман, Е. В. Результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации людей третьего возраста посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность / Е. В. Эртман, А. В. Резникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15728/ (дата обращения: 16.11.2024).
В публикации отражены результаты опытно-экспериментальной работы в рамках проводимого эмпирического исследования по диагностике уровня ресоциализации людей третьего возраста.
Ключевые слова: ресоциализация, третий возраст, старшее поколение, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность.
Для определения качественного уровня ресоциализации людей третьего возраста на базе социально-досугового отделения № 2 СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», была проведена опытно-экспериментальная работа, положенная положена в основу реализации формирующего эксперимента. Цель эксперимента: проанализировать изменения уровня ресоциализации посетителей социально-досугового отделения № 2 при включении их в культурно-досуговую деятельность.
В контрольную группу вошли 14 человек — посетителей социально-досугового отделения СПб ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района» в возрасте от 58 до 70 лет, принимавшие участие в проведении текущего мероприятия в качестве зрителей. В экспериментальную группу также вошли 14 человек — представителей социально-досугового отделения в возрасте от 58 до 70 лет, принявшие участие в реализации культурно-досуговой программы по повышению уровня ресоциализации.
Диагностика уровня ресоциализации производилась в момент реализации регулярно проводимого на базе отделения мероприятия посредством наблюдения за участниками эксперимента и фиксированием данных с присвоением им численных показателей (оценок) в карту наблюдателя.
Результаты первого этапа проведения эксперимента с участием контрольной группы показали, что в рамках включения посетителей социально-досугового отделения № 2 в организацию культурно-досуговой деятельности без учета условий, способствующих улучшению работы ресоциализационного механизма, уровень ресоциализации был оценен как «средний»: из 56 максимально возможных баллов согласно карте наблюдателя было набрано 38 баллов, что составило лишь 68 % от 100.
Далее в деятельность социально-досугового отделения № 2 была внедрена культурно-досуговая программа по повышению уровня ресоциализации людей третьего возраста, в рамках которой был произведен учет условий, влияющих на улучшение работы ресоциализационного механизма. После проведения 6 занятий (вводная лекция-беседа, тренинг с привлечением штатного психолога, мастер-класс по бронированию авиабилетов, мастер-класс по бронированию ЖД-билетов, мастер-класс по бронированию гостиниц и отелей через метапоисковую систему) в рамках программы была произведена повторная диагностика уровня ресоциализации 14 посетителей отделения, составивших экспериментальную группу, посредством наблюдения за участниками эксперимента и фиксированием данных с присвоением им численных показателей (оценок) в карту наблюдателя согласно указанным ранее диагностируемым характеристикам.
Итоги проведения повторного наблюдения за экспериментальной группой показали, что по прошествии нескольких занятий в рамках предложенной посетителям культурно-досуговой программы уровень ресоциализации повысился на 14 %. Так, интересующий нас итоговый показатель составил 46 баллов — 82 % из 100, что в полной мере дает основания констатировать положительную динамику в изменении уровня ресоциализации посетителей социально-досугового отделения № 2 СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Московского района». Согласно установленной шкале уровень ресоциализации после внедрения в деятельность отделения разработанной культурно-досуговой программы был смещен к отметке «высокий» уровень, несмотря на незначительный перевес в преодолении границы между «средним» и «высоким».
Результаты проведенного эксперимента показали, что при учете условий, влияющих на успешность работы ресоциализационного механизма, вероятность повышения уровня ресоциализации людей третьего возраста заметно повышается. Так, на достаточный уровень ресоциализации и социальной адаптации к новым социокультурным и иным условиям представителей старшего поколения повлияли такие факторы, как:
- Комплексный подход к подбору используемых форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности, позволивший повысить влияние данного показателя на динамику ресоциализационного процесса в экспериментальной группе на 18 % относительно результатов в контрольной группе (Рис. 1):
Рис. 1. Результаты сравнения совокупности используемых форм и методов культурно-досуговой деятельности в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)
- Обеспечение и развитие социально-значимых связей и отношений личности, находящейся внутри малой социальной общности людей с ее лидером, участниками, окружающей действительностью и самим собой (проявление эмоциональной поддержки, лояльность, взаимопомощь, увлеченность процессом и т. д.), позволившее повысить влияние данного показателя на динамику процесса ресоциализации в экспериментальной группе на 12 % относительно результатов контрольной группы (Рис. 2):
Рис. 2. Сравнение результатов развития социально-значимых связей в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)
- Стимулирование социокультурной активности людей третьего возраста с учетом таких внешних и внутренних характеристик поведения, как наличие внутренней мотивации, положительная эмоциональная реакция на созданные условия, высокий уровень социальной коммуникации, перспективная заинтересованность в организации досуговой деятельности, приобретение и использование полученных актуальных теоретических знаний и навыков в ходе практической деятельности, позволившее повысить влияние данного показателя на динамику процесса ресоциализации в экспериментальной группе на 23 % относительно результатов в контрольной группе (Рис. 3):
Рис. 3. Сравнение результатов проявления социокультурной активности в процессе проведения эксперимента для контрольной и экспериментальной групп (в баллах)
Для диагностики и изучения межличностных отношений внутри группы участников культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий» было осуществлено социометрическое измерение внутригрупповых социальных связей. Цель проведения: изучение внутригрупповых социальных связей между участниками программы.
По результатам проведения социометрического измерения, проводимого на втором занятии в рамках реализации культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий», был определен недостаточный уровень развитости социальных связей внутри группы, который нашел свое отражение в среднем значении социометрического статуса, равном 0,31, а также в характеристике ее участников, среди которых один из них получил статус «изолированного». При этом стоит отметить наличие трех взаимно-положительных выборов, которые во многом обусловлены предварительным установлением коммуникативных связей в рамках участия в иных мероприятиях и программах социально-досугового отделения № 2. По итогам проведения данного измерения было также установлено наличие 13 внутригрупповых социальных связей между участниками программы.
Затем в рамках проведения шестого занятия в контексте реализации культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий» было проведено повторное социометрическое измерение внутригрупповых социальных связей между участниками, которое позволило констатировать рост среднего значения социометрического статуса, равного 0,5; изменение статуса участников группы в положительную сторону: каждый из них приобрел статус «принятого», один из участников избавился от статуса «изолированного» соответственно; а также увеличение количества взаимно-положительных связей, число которых на момент повторного проведения измерения увеличилось на 1 единицу. Число же установленных социально-значимых связей увеличилось до 21. Полученные данные (Рис. 4) позволяют констатировать положительную динамику в процессе развития коммуникации внутри группы между ее участниками, что, несомненно, влияет на повышение уровня их ресоциализации.
Рис. 4. Динамика изменений межличностных отношений внутри группы участников культурно-досуговой программы «Конструктор путешествий»
Полученные в ходе социометрического измерения и формирующего эксперимента данные позволяют сделать следующий вывод: гипотеза, о том, что организация культурно-досуговой деятельности может выступить эффективным средством ресоциализации людей третьего возраста при комплексном подходе к подбору используемых форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности, способствующих повышению уровня ресоциализации людей третьего возраста; обеспечении и развитии социально значимых внешних и внутренних связей в малой социальной общности людей третьего возраста; стимулировании социокультурной активности людей третьего возраста с учетом таких внешних и внутренних факторов, как мотивация, положительный эмоциональный фон, высокий уровень коммуникации, заинтересованность, приобретение и использование актуальных знаний и навыков, сформулированная нами в ходе проведения научного исследования, в целом подтверждена.
Литература:
- Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — Москва: УРСС, 1999. — 704 с.
- Кон И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
Ключевые слова
ресоциализация, социально-культурная деятельность, старшее поколение, культурно-досуговая деятельность, третий возрастПохожие статьи
Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности
В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...
Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте
В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...
Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг
В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...
Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Похожие статьи
Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности
В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...
Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте
В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...
Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг
В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...
Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.