Организация коррекционных сказкотерапевтических занятий
Авторы: Власова Наталья Владимировна, Гусейнова Марина Фахраддиновна, Мезенцева Светлана Валентиновна, Докучаева Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.03.2020
Статья просмотрена: 84 раза
Библиографическое описание:
Власова, Н. В. Организация коррекционных сказкотерапевтических занятий / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, С. В. Мезенцева, Н. В. Докучаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15743/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15–20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Холод и невнимание ребенка к чувствам, переживаниям родителей, сверстников, взрослых людей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. Сказка помогает преодолеть эти препятствия.
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:
− Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
− Неопределенность места действия и главного героя.
− Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
− Победа добра. Психологическая защищенность.
− Наличие тайны и волшебства.
В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Главный герой появляется на свет, растет, достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встречает новых друзей, совершает подвиги, достигает своей цели; возвращается домой уже в новом качестве. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизненного пути главного героя, но и в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.
Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.
Аналитическое направление, суть которого — интерпретация сказок. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета. В основании метода содержится идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Информация об этом «зашифрована» не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах. Использование этого метода полезно для работы с детьми от 6 лет, подростками и взрослыми.
Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Может использоваться рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица; групповое рассказывание сказок (в этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей или взрослых); сочинение сказок; переписывание сказок; изготовление кукол; постановка сказки с помощью кукол.
Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
− Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.
− Развитие фантазии и воображения.
− Развитие умения выражать свои мысли.
− Развитие памяти и внимания.
− Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей, умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
− Сплочение группы.
− Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно, из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.
Для занятий желательно иметь зал (комнату) не менее 20 квадратных метров. Ведущий может стать волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал (комната) после того, как он превратится в уголок волшебной страны. Как сформируется образ зала (комнаты), его необходимо оформить, помня о следующих важных вещах:
− Занятия лучше проводить при неярком освещении.
− Зал для занятий должен быть освобожден от мебели и игрушек.
− В оформлении зала должны присутствовать сказочные элементы.
− Костюм ведущего должен чем-то отличаться от обычного.
Дети должны войти в Волшебную страну необычным для себя способом. Можно включить музыку и сказать детям: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в сказочной стране». Через такую инструкцию ведущий передает детям определенное «впечатление сказки», вводит детей в состояние, в котором все сенсорные системы и внимание настроены на то, чтобы слушать друг друга и то, что происходит вокруг.
Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм, спросить у детей, что они слышат, о чем им рассказывают сказочные звуки.
Для того, чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что происходит с ним в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого необходимо организовать место превращений. На этом этапе важны два момента:
− Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто пришел сегодня в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит: какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись как ходит персонаж и т. д.). Чем больше моделей поведения «освоит», проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окружающими. Кроме того, тот образ, который выбирает ребенок для перевоплощения, расскажет, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент.
− Необходимо рассказать детям о том, что они сегодня будут делать в Сказочной стране.
В процессе каждого занятия по сказкотератии будут решаться определенные задачи. Например: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Будут подбираться специальные упражнения, которые позволят решить поставленные задачи. Все задуманные упражнения надо будет связать в единый сказочный сюжет, и сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». В этом случае дети почувствуют, что не просто играют «в сказку» или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им мир и упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.
Итак, дети вошли в сказку, превратились в тех, кого хотели, почувствовали себя в сказке полезными и незаменимыми (так как получили задание от сказочного существа). Следующая часть занятия — непосредственные действия детей в сказке.
Каждое последующее занятие строится по принципу от простого к сложному и включает в себя следующие формы и приемы работы: знакомство со сказочными персонажами и своими любимыми игрушками, решение сказочных задач, рассказывание сказки от 1-го лица (от имени разных персонажей, в которых дети превращаются), рассказывание детьми «нарисованной сказки», придумывание сказки по заданной «первой фразе», изготовление кукол для пальчикового, теневого театров и кукол-марионеток, проигрывание сказок с использованием изготовленных кукол.
В процессе занятий по сказкотерапии накопится большое количество наблюдений. Для того, чтобы систематизировать наблюдения, их можно заносить в составленную «Карту наблюдений», которая заполняется после каждого занятия. Она построена по принципу «семантического дифференциала», широко используемого в научных исследованиях психологов и педагогов. Карта наблюдений позволит:
− фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики личности ребенка;
− обратить внимание на степень выраженности того или иного качества;
− не загружать свою память и иметь возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время;
− представить результаты работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам;
− выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе занятий;
− при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.
Таким образом, будут созданы условия для проведения цикла занятий по сказкотерапии для детей младшего школьного возраста. Проведенные занятия будут способствовать развитию умения преодолевать трудности и страхи, снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, формированию навыков конструктивного выражения эмоций, развитию способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, выявлению и поддержке творческих способностей детей в период их нахождения в условиях стационара.
Литература:
- Панфилова, М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. — «Сфера», М:, 2002г.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
- Соколов Д. М. Сказки и сказкотерапия. — М., 1996.
- Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2005.
- Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2000