Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Виноградова, С. И. Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе» / С. И. Виноградова, Н. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15748/ (дата обращения: 16.11.2024).



Время проведения: октябрь

Продолжительность: 1 час

Цель: формировать педагогическую компетентность родителей в понимании компонентов готовности к школе, активную педагогическую позицию, познакомить с играми и упражнениями по формированию речевых умений и навыков, познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

  1. Вступительное слово.
  2. Готовность к школьному обучению. Что это такое?
  3. Практикум (игры и упражнения по закреплению речевых умений и навыков, по развитию познавательных способностей.

Предварительная работа

  1. Рассылка приглашения родителям
  2. Оформление буклетов, памяток для родителей «Советы учителя — логопеда, учителя — дефектолога»
  3. Выставка методической литературы, пособий по подготовке к школе, развитию познавательной активности и речевых умений и навыков.

Ход семинара

  1. Вступительное слово учителя — дефектолога

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так непохожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.

Подготовить к школе — это не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…

Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня и от этого зависят его успехи в обучении.

  1. Готовность к школьному обучению. Что это такое?

В семь лет у ребенка происходит важный для него переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной, которая непосредственно влияет на поведение ребенка. Жизнь полностью меняется, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная задача которого — получение знаний, а не игра.

Готовность к школьному обучению подразумевает (слайды презентации на экране):

– Физическую готовность

– Умственную (интеллектуальную) готовность

– Речевую готовность

– Мотивационную (личностную) готовность

– Эмоционально — волевую готовность

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Обследование детей показывает, что у воспитанников наблюдается повышенная истощаемость, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, несформированность навыков умственной деятельности, двигательные нарушения (расторможенность или возбудимость). Все эти особенности усложняют учебную деятельность. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети преодолевают отставание и могут быть подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Сегодня мы поговорим о речевой и познавательной готовности ребенка к школе.

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике.

Ребенок к семи годам имеет такие показатели развития элементарных математических

представлений (слайды презентации на экране):

– сравнение двух групп предметов сравнения;

– понимание отношений между натуральными числами (больше — меньше);

– знание геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств, учить детей распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения;

– элементарные пространственные ориентировки (вперед — назад, вверх — вниз, далеко — близко, слева — справа);

– Определение и обозначение словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы.

– временные ориентировки: представления о временах года, частях суток (день — ночь, утро — вечер).

– порядковый счет в пределах 10, понимание вопросов «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

– навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

– понимание состава чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;

– решение простых арифметических задач на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс, минус и знаками отношения равно, больше, меньше.

Интеллектуальная готовность к школе означает, что к первому классу у ребенка должен быть сформирован запас определенных знаний (общий кругозор)

(информация в буклете):

– общие понятия о временах года и сезонных явлениях;

– различение понятий: «времена года», «месяцы», «дни недели» и называть в правильной последовательности;

– пространственная организация, координацию движений (умение правильно определять слева — справа, спереди — сзади, между, около);

– координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

– приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

– произвольное внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 25–30 минут), объем слухоречевой памяти (6–7 слов)

  1. Речевая готовность ребенка к школе (выступление учителя — логопеда)

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

К моменту поступления в школу ребенок должен (слайды презентации на экране):

– правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух,

– иметь достаточный словарный запас,

– уметь пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно — ласкатательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.,

– грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже (сформированность грамматического строя),

– правильно отвечать на вопросы и задавать их: пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (сформированность связной речи),

– находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)

Наличие у первоклассников отклонений в речевом развитии создает серьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению, что ведет к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основные направления работы по преодолению отклонений в речевом развития (памятка для родителей):

  1. Формирование понимания обращенной речи
  2. Развитие коммуникативных навыков
  3. Коррекция звукопроизношения
  4. Упорядочение слоговой структуры слова
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия
  6. Уточнение и расширение словаря
  7. Формирование грамматического строя речи
  8. Развитие связной речи
  9. Подготовка к обучению грамоте: развитие элементарных форм анализа предложений, звукового и слогового анализа
  10. Развитие мелкой моторики
  11. Формирование психологической базы речи
  1. Практикум (рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное общение ребенка со взрослым и специальная работа педагога и родителей в этом направлении.

По каждому разделу познавательно — речевого развития и дошкольников подготовлена выставка методической литературы, дидактических игр и пособий, с которыми вы можете познакомиться после семинара.

А специалисты дадут практические советы по их использованию. А сейчас мы хотели бы продемонстрировать некоторые игры и упражнения по закреплению речевых умений и навыков, по развитию познавательных способностей.

Игра «Живое— неживое»

Цель: закреплять представления о слове как единице речи; расширять представления о живых и неживых представлениях; развивать слуховое восприятие; логическое мышление.

Участники встают полукругом, водящий произносит вслух слова. Остальные внимательно слушают, хлопают, если предмет живое существо, топают, если неживое.

Слова: апельсин, щенок, стол, птица, ведро, бабочка, коза, кубик, кукла, актриса, лягушка, скала, вода.

Игра «Хлоп— хлоп»

Цель: различать длинные и короткие по звучанию слова; отхлопывать слоговой ритм слова; делить слова на слоги; формировать слоговую структуру слова.

Ведущий предлагает воспроизвести слова парами, отхлопывая каждое слово, назвать слова короткие и длинные, посчитать количество слогов в них.

Слова: банан — апельсин

лимон — мандарин

Помидор — репа

Кабачок — тыква

Игра «Слова— неприятели» (подбор антонимов)

Цель: развивать мыслительную деятельность; расширять словарь антонимов.

Ведущий бросает мяч каждому участнику игры, а тот бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.

Современный — … родина — чужбина

Щедрый — … труд –..

Правда — … победа — …

Активный — целое — ….

Рассвет –… ссора –...

Прибыль — …

Ведущий предлагает закончить предложение и назвать «слова — неприятели».

Смелый побеждает, а трус — …

Не бойся врага умного, а бойся друга — …

Мир строит, а война — …

Знай больше, а говори — …

Игровое упражнение «Подбери четвертое слово» (аналогии)

Цель: обогащать словарь и развивать речь — суждение, речь — умозаключение, речь — доказательство; логическое мышление; упражнять в установлении ассоциативных и ситуационных связей; развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Ведущий предлагает проанализировать следующие пары слов, подобрать по аналогии четвертое слово:

Деньги — кошелек, продукты — …

Школа — ученик, детский сад — …

Папа — компьютер, мама — …

Телефон — ухо, телевизор — …

Игра «Где мышка?»

Цель: упражнять в употреблении предлогов; развивать пространственную ориентировку.

Ведущий предлагает посмотреть на доску и назвать, где спряталась мышка, используя предлоги на, под, в, за, из-за, около, из-под, между.

Игровое упражнение «Придумай глагол» (подбери слово-действие)

Цель: активизировать глагольный словарь; развивать слуховое внимание.

Ответить на вопрос следует только глаголом. (Словом — действием)

— Что можно делать в лесу? (бродить, ходить, дышать, собирать…)

— Что нельзя делать в лесу? (жечь, топтать, пугать…)

Игра «Кто вдомике живет?»

Цель: развитие навыков звукового анализа.

Ведущий предлагает участникам определить первый звук по картинкам и поместить картинку в тот домик, в котором живет буква, обозначающая данный звук. Родители помогают детям, испытывающим трудности.

Игра «Раньше, теперь»

Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Ответьте на вопросы.

Кем или чем раньше был цыпленок? (яйцом) лошадь? (жеребенком) лягушка (головастиком) бабочка? (гусеницей) ботинки? (кожей) рубашка? (тканью) рыба? (икринкой) шкаф? (доской) хлеб? (мукой).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, мышление (умение классифицировать, сравнивать, обобщать), расширять словарный запас

Участникам раздаются карточки с четырьмя предметными картинками. Нужно найти одну из них, которая по смыслу не подходит к остальным, и объяснить почему. При затруднении родители помогают детям.

Игра «Слушай внимательно, повторяй старательно»

Цель: развивать фонематический слух.

Родителям раздаются карточки со слоговыми рядами (пы-бы-пы, га-ка-га, та-тя-та, ми-мы-ми,са-ша-са, ра-ла-ла и тд.). Участники встают полукругом. Дети вслед за родителями по порядку воспроизводят по одной слоговой дорожке, которая записана на их карточке.

Игра «Ручеек»

Цель: закрепить знание состава числа в пределах 5.

Ведущий предлагает взрослым разделиться по парам, взяться за руки и поднять их, образуя «Ворота». В руках у них карточки с цифрами до 5. У детей по одной цифре, они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «ручеек — воротца», дети встают парами так, чтобы образовалось заданное на воротах число (например, 4 — это 3 и 1 и т. д.)

В заключении ведущие благодарят родителей и детей, приглашают на выставку методической литературы, пособий по развитию речевых умений и навыков и подготовке к школе.

Литература:

  1. Божева Т. М. Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». — Петербуржский научно — практический журнал «Дошкольная педагогика» № 4 (89) апрель, 2013.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: СОЮЗ, 2001.
  3. Морозова И. А., Пушкарева И. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР.-М.: Мозаика-Синтез,2009.
  4. Ткаченко Т. А.. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  5. http://logoped18.ru/logopedist/uchitel-defektolog-o-gotovnosti-rebonka-k-shkole.php
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/13/seminar-praktikum-dlya-roditeley-rechevaya-gotovnost
Основные термины (генерируются автоматически): Слово, ребенок, игра, родитель, школа, школьное обучение, ведущий, методическая литература, развитие, слайд презентации.

Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Семинар-практикум для родителей «Речь в движении»

Семинар-практикум для родителей «Симфония красок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов

Психологический тренинг для педагогов на тему «Синдром профессионального выгорания»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Семинар-практикум для родителей «Речь в движении»

Семинар-практикум для родителей «Симфония красок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов

Психологический тренинг для педагогов на тему «Синдром профессионального выгорания»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования