Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога
Автор: Павлючук Татьяна Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2020
Статья просмотрена: 1131 раз
Библиографическое описание:
Павлючук, Т. И. Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога / Т. И. Павлючук. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15750/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор предлагает своё видение использование книг-виммельбухов в образовательном процессе.
Ключевые слова: развитие речи, книги-виммельбух
Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Существуют различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов.
Наряду с традиционными методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — инновационных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. Находкой для меня стала технология «Виммельбух». Что означает слово «виммельбух»? Ви́ммельбух (нем. Wimmelbuch «книжка с мельтешащими картинками») — детская развивающая книга крупного формата, в которых каждый разворот — это яркие, детализированные, максимально насыщенные визуальной информацией иллюстрации. Такие книги пользуются большой популярностью в немецких семьях. С начала 2000-х годов их активно издают в России, Украине, Беларуси.
Виммельбухи — современный формат развивающих книг для рассматривания деталей (в буквальном смысле — книжки-«гляделки»), тренирующие внимание и память.
Работа с виммельбух — это превращение иллюстрации в книге в образовательную технологию, интересную, достаточно простую, универсальную и результативную, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художник нарисовал книгу-картинку, а теперь задача педагога — подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.
При использовании многосюжетных страниц книг-виммельбухов в организации образовательного процесса, построенного в игровой форме, решаются задачи всестороннего развития ребенка:
− развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)
− формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
− формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
− формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
− умение формировать свое отношение к увиденному.
Книга-виммельбух содержит минимум текста (или текста нет вообще), зато рисунки переполнены деталями, и с первого взгляда такая книжка напоминает комикс. Каждая книга имеет героев, с которыми происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки, а взрослому (педагогу) возможность придумывать новые задания-истории. Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Ребёнок учится рассказывать истории, фантазировать, задавать вопросы «А что произойдёт дальше?», проговаривать положительные и отрицательные действия героев, эмоции персонажей. Работа с иллюстрациями предполагает всегда новые темы для обсуждения, которые становятся актуальными по мере роста и развития ребёнка.
Возможны различные задания по организации работы с виммельбухом для развития речи:
находить знакомые предметы — просто так или соревноваться, кто быстрее;
назвать персонаж или объект; рассказать о нём; сосчитать персонажей или объекты; описать их;
искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
назвать настроение персонажа;
составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; проследить последствия действий;
представить и придумать событие;
сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
закрыть разворот после рассматривания и предложить назвать то, что там было изображено.
На учебных занятиях каждый учитель найдёт необходимый материал: посчитать предметы; найти и посчитать предметы определённого цвета; назвать предметы в алфавитном порядке; составить словосочетания, предложения, текст и др.
Использование книг-виммельбухов не ограничивает творчество педагога. От творческого потенциала личности педагога, ее способности воспринимать и реализовывать идеи современной философии образования напрямую зависят не только качество предметной подготовки ученика, но и его личностная, социальная и профессиональная успеваемость.
Литература:
- Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 131–134.
Ключевые слова
развитие речи, книги-виммельбухПохожие статьи
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Микротекст как современное педагогическое средство
Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...
Похожие статьи
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Микротекст как современное педагогическое средство
Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...