Интерактивный плакат на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Титовская, Е. П. Интерактивный плакат на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся / Е. П. Титовская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15755/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важной задачей в использовании информационных технологий является оптимизация учебного процесса, повышение его эффективности и качества. Современный урок невозможно представить без использования таких технологий обучения, среди которых особенно востребованными являются интерактивные технологии.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter»взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Одним из средств реализации перечисленных технологий является интерактивный плакат. По сравнению с мультимедийной презентацией, имеющей линейную структуру, интерактивные электронные плакаты являются многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебной деятельности.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь следующих очень важных результатов:

– за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний и формирования способов действий;

– за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации;

– за счет структурирования материала урока и нелинейной подачи, появляется возможность варьирования глубины проработки темы урока.

В настоящее время нет недостатка в готовых цифровых образовательных ресурсах, тем не менее, они не всегда отвечают поставленным целям и задачам конкретного урока. Материал таких ресурсов может быть представлен с избытком, или, наоборот, дан частично и недостаточно раскрывает тему урока. Поэтому иногда приходится или применять несколько таких ресурсов, или работать с ним выборочно.

Решение данной проблемы через создание собственного ресурса — интерактивного плаката. Наиболее приемлемой и доступной педагогам для этих целей является программа Power Point.

Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих педагогических технологий, так как содержит в себе не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности обучающихся и формам ее организации, которые ведут к формированию учебно — познавательных компетенций.

При создании интерактивного плаката следует придерживаться следующих критериев:

– тема плаката должна соответствовать теме урока;

– материал изучаемой темы необходимо структурировать согласно плана проведения урока;

– информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

– на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент;

– эффекты, привлекающие внимание пользователя следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.

– наличие областей, которые появляются и исчезают либо по щелчку на командные кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне, для работы с правилами, выводами, для сравнения сформулированного вывода с правильным образцом.

Всё содержание плаката соответствует правилу: дидактическая и информационная законченность. Интерактивный плакат «Разнообразие задач обработки информации» (рис.1) включает следующие элементы:

– режим «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации);

– иллюстрированный опорный конспект;

– многоуровневый задачник;

– набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;

– конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).

Рис. 1. Основные слайды интерактивного плаката

При формировании содержательного наполнения интерактивного плаката используются следующие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Такая постановка задания позволяет организовать работу по формированию у обучающихся таких учебно-познавательных компетенций, как извлекать нужную информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; использовать знаково-символичных средства для решения различных учебных задач; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Одним из составляющих компонентов учебно-познавательной компетенции обучающихся является умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель. В данном случае можно использовать различные приемы целеполагания, направленные на самостоятельную формулировку темы и целей урока учениками: тема-вопрос; ситуация яркого пятна; исключение; домысливание; проблемная ситуация; группировка; подводящий диалог; собери слово; проблема предыдущего урока.

Например, на уроке информатики «Разнообразие задач обработки информации» ученикам предлагается разгадать ключевые слова с помощью ребусов, решив которые школьники имеют возможность самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цели предстоящей учебной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Слайды для подвеления к теме и целям урока

Приемы целеполагания формируют потребность действия у школьника. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни, при этом действия ведут к формированию ценностно-смысловых компетенций (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков).

С целью развития учебно-познавательных компетенции необходимо включать в интерактивный плакат широкий спектр контрольного материала, использует интерактивный плакат при организации различных форм работы обучающихся на уроке: фронтальной, самостоятельной, групповой, индивидуальной.

Например, при изучении темы «Разнообразие задач обработки информации», учащимся предлагается выполнить проверочную самостоятельную работу в форме теста на заполнение пропусков (рис. 3). Причем контроль и самоконтроль обучающихся средствами интерактивного плаката можно организовать в абсолютно различной форме. При этом проверка самостоятельной работы проходит очень быстро.

Рис. 3. Элемент проверочной работы

Формирование навыков самоконтроля полезно отрабатывать у обучающихся через самопроверку по эталону на экране, разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным появлением ответа, выведение ассоциативных подсказок.

Такая организация рассматриваемого этапа урока способствует формированию умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

Для формирования учебно-познавательных компетенций (анализа, синтез) применяются такие приемы, как восстановление порядка следствия, хронологии, сортировка, группировка, удаление лишнего, которые очень эффективно можно организовать при помощи интерактивных действий на слайдах плаката.

Интерактивный плакат можно рассматривать как средство организации и проверки групповой, парной работы. Такой вид деятельности можно построить на основе заданий по заполнению схем, таблиц, проблемных вопросов, задач, содержащихся на слайдах интерактивного плаката.

Широкий спектр возможностей интерактивного плаката позволяет проводить уроки в нетрадиционной форме: викторина, своя игра, брейнринг, морской бой.

Включение в интерактивный плакат видео- и аудиоматериалы может стать отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации. В этом случае ученик не только получает знания, но и приобретает опыт работы с информационными технологиями, умение анализировать необходимую информацию.

Таким образом, при использовании интерактивного плаката на уроках информатики, на основе положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, формируются учебно-познавательная компетенция обучающихся.

Литература:

  1. Аствацатуров, Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2011. — 111 с.
  2. Затынайченко, Б. Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б. Д. Затынайченко //http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html.
  3. Савотченко С. Е., Соболев М. В. Интерактивные плакаты в предметной деятельности педагога в школе [Текст]. — Белгород: ГОУ ДПО «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный плакат, урок, компетенция, проблемная ситуация, процесс обучения, средство реализации, счет использования, урок информатики, учебно-познавательная компетенция обучающихся, ученик.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности кадет

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности кадет

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников