Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
Автор: Качановская Наталия Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2020
Статья просмотрена: 1022 раза
Библиографическое описание:
Качановская, Н. Н. Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа / Н. Н. Качановская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15763/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Ключевые слова: учебная деятельность, процесс обучения, интерактивное обучение, коммуникативная компетенция.
В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные характеристики современного педагога. Одно несомненно: современный учитель должен иметь высокую культуру речи. Коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности.
Если мы хотим растить высококвалифицированных специалистов, то должны найти пути для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся колледжа.
Речь — это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. В своё время Я. А. Коменский писал, что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых.
Одним из важнейших компонентов коммуникативной компетентности учителя является сформированная педагогическая речь, которая включает все аспекты речевого общения. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Именно они влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и обучающихся, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников. Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия.
Поэтому качество профессионально-речевой подготовленности учителя в первую очередь определяется следующими понятиями (З. С. Смелкова):
– высокий уровень знания языка (общелитературного и специального), его выразительных возможностей, средств убеждения;
– владение культурой общения;
– опыт речевой деятельности в педагогической сфере общения.
Рассмотрим основные пути и способы формирования коммуникативно-речевой культуры, развития педагогической речи учащихся колледжа — будущих педагогов.
Одним из путей является самосовершенствование через самостоятельное чтение специализированной литературы.
Читая специализированную литературу учащиеся колледжа смогут достичь нескольких целей одновременно: расширить свой кругозор, обновить словарный запас, почерпнуть массу интересных тем для обсуждения на занятиях и в общении с одногруппниками. Читая, учащиеся будут встречать слова и обороты, которые раньше не использовали в речи, чем чаще они их будут читать, тем прочнее и естественней они войдут в их активный словарный запас.
Особая роль в процессе формирования педагогической речи принадлежит педагогическим дисциплинам. Изучив современные технологии обучения, которые применяют преподаватели на занятиях, выделили ряд, способствующих развитию речи учащихся: технология интерактивного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, технология развития критического мышления, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного подхода.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы отдельных технологий.
Один из древнейших методов обучения, которым должен овладеть будущий педагог, это словесный метод. Наиболее эффективной формой общения учителя и учащегося является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Чтобы получить вразумительный ответ важно владеть техникой постановки вопросов. Вопросы — это импульсы для активации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы.
Приём «Задай вопрос, дай задание» относится к интерактивной технологии обучения и применяется для актуализации знаний учащихся, при повторении учебного материала. Реализуется через фронтальную форму организации учебной деятельности. Имеет такие функции как активизация работы мыслительных процессов (анализа, синтеза), развитие психических процессов (внимания, памяти, речи), формирование профессиональных личностных качеств (внимательности, тактичности, требовательности, доброжелательности, уверенности, творчества).
Преподаватель задаёт вопрос используя вопросное слово «что», «какие» по изученному учебному материалу. Обучающимся предлагается ответить на него. Ответивший составляет свой вопрос и задаёт его любому учащемуся группы. Через некоторое время изменяем структуру вопроса. Меняем вопросное слово на слово-задание и по аналогии продолжаем опрос.
Например: Преподаватель спрашивает: «Что такое педагогика?» и вызывает одного из обучаемых. Учащийся отвечает и задаёт свой вопрос любому учащемуся группы: «Какие этапы развития педагогики вы знаете?». Следующий ответивший задаёт вопрос «Какой вклад в развитие педагогики внёс Я. А. Коменский?» и т. д. Если использовать слово-задание, то вопрос будет строиться так: «Дайте определение понятию «дидактика», «Перечислите компоненты внутренней структуры процесса обучения» и т. п. Таким образом все присутствующие не просто слушатели, а активные участники диалога.
Приём «Синквейн» также относится к технологии интерактивного обучения. Его целесообразно использовать для закрепления знаний, при рефлексии. Реализуется как индивидуальная форма организации учебной деятельности. Способствует активизации работы мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения), развитию психических процессов (речи, внимания, памяти), формированию профессиональных личностных качеств (точности, последовательности, креативности, сообразительности).
Приёмы интерактивного обучения «6 шляп» можно использовать при рефлексии как фронтальную форму организации деятельности. Приём имеет ряд достоинств: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, сравнения); развивает психические процессы (внимание, память); формирует профессиональные личностные качества (сосредоточенность, внимательность, самокритичность, честность, оптимизм, находчивость).
Технология дифференцированного подхода предполагает применения приёмов, способствующих развитию речи — сообщение и доклад по теме. Приёмы будут эффективны при изучении нового материала и на занятиях совершенствования знаний умений и навыков. Они содействуют активизации работы мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения), развитию психических процессов (внимания, памяти, речи), формированию профессиональных личностных качеств (сосредоточенности, внимательности, самостоятельности, ответственности, самообладания, эмоциональности и выразительности речи).
Эффективным способом формирования коммуникативной компетенции являются игры. Рассмотрим игровой приём технологии сотрудничества «Репетиторы и ученик». Используется при закреплении учебного материала на занятиях совершенствования знаний, умений и навыков как групповая форма организации учебной деятельности. Имеет достоинства: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), развивает психические процессы (внимания, памяти, речи), формирует профессиональные личностные качества (сосредоточенность, внимательность, самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, взаимовыручку).
Правила просты. Вся группа учащихся разбивается на подгруппы из 4 человек. Внутри подгруппы выбирается «ученик». Остальные играют роль «репетиторов». Получив задание — тему, «репетиторы» разбивают её на три мелких раздела и последовательно рассказывают информацию «ученику». «Ученик» слушает, уточняет. «Репетитор», задавая вопросы, убеждается в усвоении материала. Через 12–15 минут «ученики» излагают материал всей группе. Качество изложения материала «учеником» (научность, логичность, последовательность и полнота) влияет на отметку, которую получит не только сам «ученик», но и «репетиторы».
Приём «Защита творческого проекта» относится к технологии личностно-ориентированного обучения. Он используется при закрепления учебного материала как групповая форма организации учебной деятельности. Имеет достоинства: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения); развивает психические процессы (воображение, речь, память); формирует профессиональные и личностные качества учащихся (коллективизм, инициативность, креативность, самостоятельность, ответственность).
Приём «Минута слова». На занятии за одну минуту учащемуся надо кратко, точно, научно, последовательно изложить основные положения по заданной теме. Можно использовать разные варианты работы– в парах, в микрогруппах, фронтально.
В завершении снова вернёмся к самообразованию учащихся, к их самосовершенствованию. Можно рекомендовать им для развития речи, ораторских способностей с друзьями играть в игру, в которую часто играют студенты философских, журналистских, исторических факультетов. Она называется «Поговорим ни о чём». Это очень простая по правилам игра: несколько человек собираются и устанавливают лимит по времени. Затем каждый выбирает оппонента, которому предлагается тема или предмет, о котором тот должен говорить в указанный лимит времени красивым литературным языком. Когда лимит поднимается до 10−15 минут, а задание усложняется, можно заметить, как человеку начинает нравиться слова, нравится говорить. Удовольствие говорения наделят человека силой и будут служить ему в разных жизненных ситуациях.
Саморазвитие коммуникативной компетенции требует от учащихся постоянной работы над собой по всем направлениям — повышение уровня знания языка, самоконтроль в общении. Важно, чтобы учащиеся колледжа осознали это, а преподаватели были готовы помочь им приобрести коммуникативную компетенцию.
Литература:
- Барышникова, Е. Н. Актуальные учебно-методические задачи формирования языковой личности учащегося высшего учебного заведения // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2004. — № 1. — С. 90–92.
- helpiks.org/8–76412.html
- studepedia.org/index.php?vol=2&post=16024
Ключевые слова
коммуникативная компетенция, интерактивное обучение, учебная деятельность, процесс обученияПохожие статьи
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности
В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции
В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся
Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.
Похожие статьи
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности
В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции
В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся
Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.