Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комарова, Е. В. Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Комарова, С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15765/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном дополнительном образовании есть огромные возможности для организации работы по формированию творческой личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для детей данной категории создаются все необходимые условия для успешной социализации, адаптации, обучения, воспитания. Творчество помогает ребёнку не только развиваться, но и оздоровиться. Уже давно известен тот факт, что рисование обладает лечебным эффектом. Многолетняя практическая работа педагогов-руководителей изостудий в Доме детского творчества г.Тулы показала положительную динамику в плане формирования и развития детей с особенностями развития через разнообразную совместную творческую деятельность. Наиболее эффективными оказались именно нетрадиционные технологии изобразительного искусства, рисования, которые способствовали оздоровлению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом ребёнке есть уникальность, талант. Главная задача для педагогов — увидеть и развить эти уникальные творческие способности. А в процессе совместной работы ребёнок попутно обучается, приобретает полезный опыт, который пригодится ему в дальнейшей жизни, может даже станет серьёзной мотивацией в выборе профессии. Опыт работы по использованию нетрадиционных методов рисования показал, что детям нравиться рисовать необычными способами. В процессе совместного творчества дети раскрепощаются, улучшается настроение, самочувствие, что благотворно сказывается на их развитии. Рисование является одним из эффективных средств оздоровления, позволяют ребёнку выразить в рисунке свои эмоции, настроение, чувства, вселяют уверенность в своих возможностях, создают ситуацию успеха, помогают ребёнку преодолеть свои комплексы, расширить свои возможности в области наглядно-образного мышления, исследовательской деятельности, развивается воображение, кругозор, фантазия, познавательная активность, эстетический вкус. У ребёнка появляется желание самостоятельно нарисовать картину, по своему желанию, но при этом использовать те материалы, которые предложит педагог. Сейчас очень популярно рисовать различными предметами (губками, пружинками, различными фигурными палочками, щёточками и т. д.). Составляя композицию рисунка, ребёнок использует различные краски (гуашь, акварель, акриловые, масляные краски). Тут главное, обеспечить безопасность работы с данным оборудованием. Резкие запахи плохо влияют на самочувствие ребёнка, поэтому в качестве разбавителя краски желательно использовать воду, масла. Процесс рисования помогает детям представлять мир в красках, рассуждать, рассказывать о своих ощущениях, воплощать на лист бумаги свои внутренние желания, фантазию, воображение. В беседе с педагогом ребёнок старается объяснить свой замысел, развивая тем самым свой словарный запас, речевую активность. Изобразительное творчество помогает ребёнку почувствовать образную действительность, многообразие цветовидения. Рисование различными нетрадиционными методами способствует развитию творческого мышления, а эта задача наиболее актуальная в работе с детьми с особенностями развития. Педагоги стараются объяснить ребёнку, как лучше получить желаемый результат, как экспериментировать с красками и какими способами лучше нанести краску на бумагу или холст. Здесь задействована ориентировочно — исследовательская деятельность, эстетический вкус, фантазия, память, самостоятельность, познавательная активность. Дети используют различные цвета как средство передачи своего настроения, сказочности, фантазии. Нетрадиционных методик очень много, но есть такие, которые нравятся детям больше всего. Например, рисование пальчиками. Погружая свой пальчик в краску, ребёнок ощущает её густоту, вязкость. Нанося краску на бумагу, получает цветовой отпечаток. Экспериментируя способами отпечатывания краски с пальчика на бумагу, ребёнок погружается в особый сказочный творческий мир, где он ощущает себя творцом своего шедевра. Задача педагогов, показать способы, методику работы с красками, направить ребёнка в самостоятельное путешествие в мир рисования. Необходим индивидуальный подход к каждому воспитаннику, создать ситуацию успеха, вдохновить добрыми словами, нужными советами. Такая совместная работа стимулирует позитивную мотивацию к изобразительной деятельности, вызывает радостные эмоции, улучшает настроение у детей, снимает страх напряжение перед рисованием.

Рисовать можно не только красками, но и другими материалами, например пластилином. Это нетрадиционная техника, позволяющая изображать лепную картину полуобъёмными предметами на картоне. Это –пластилинография, которая очень нравиться детям любого возраста. Если посмотреть с коррекционно-оздоровительной точки зрения, пластилинография является наиболее действенной технологией. Здесь развивается мелкая моторика рук кистей, сенсорное, тактильное восприятие. Пластилинография способствует сенсомоторной координации, развитию и укреплению мышц рук, снимает напряжение, подготавливает руку к такому сложному навыку, как письмо. При создании пластилиновой картины, дети получают знания средствами художественной выразительности. Например: знакомятся с такими понятиями как колорит, пропорция, фактура, цвет, объём, ритм, форма, величина, размер и т. д. Социокультурный опыт ребёнка обогащается новыми понятиями, ощущениями, чувствами. А это необходимо при дальнейшей социализации детей в жизни общества. При обучении в технике пластилинографии надо учитывать несколько моментов. Прежде всего — выбора самого пластилина. Он не должен быть очень твёрдым, цветовая гамма должна быть разнообразной. Сама техника предполагает обучение от простого к сложному. Сначала учим лепить простые шарики, колбаски, потом учимся размазывать, прилеплять их на гладкую поверхность картона. Следует выбирать такой картон, на котором не остаются жирные разводы. Поэтому лучше выбирать картон с глянцевой поверхностью. А дальше дело техники. Совместное творчество увлекает детей, им очень нравиться раскатывать, мять пластилин. А если отдельные лепные детали станут частью общей картины, то получается просто шедевр. Дети получают удовлетворение. Им хочется слепить новую картину, подарить её маме или своему близкому человеку. Ну а это уже воспитательный аспект. Таким образом, мы помогаем ребёнку почувствовать духовно-нравственные ценности, культуру взаимоотношений. Развивая чувство прекрасного, мы помогаем ребёнку приобщиться к культуре взаимоотношений.

Некоторые техники нетрадиционного рисования способствуют развитию зрительно — моторной координации. Рисование по ткани, стеклу, на фактурной бумаге с парафиновой поверхностью, «кляксовое» рисование позволяет детям получить исследовательский опыт. У них просыпается заинтересованность «А что из этого получиться?». Дети пробуют данные методики на практике, получают интересные результаты своего творчества. Нетрадиционные методики рисования не только не утомляют детей, но и «захлёстывают» своей необычностью, стимулируют активность, работоспособность и самостоятельность в процессе всего занятия. Очень важно в интересной форме организовать выставку детских работ. Это может быть вернисаж, фотовыставка, слайд-шоу, экскурсия в музей, путешествие в мир рисования и т. д. Здесь важно, чтобы дети видели свои результаты, могли увидеть, сравнить, оценить, сделать важные выводы для себя, уметь рассказать о соей картине, услышать комментарии других людей, «защитить» свой проект и т. д. Данная деятельность поможет ребёнку улучшить свой творческий результат в следующей работе. Главный момент — отсутствие критики. Нужно так оценить работу ребёнка, чтобы все увидели оригинальность, творческую выразительность, задумку, но тем не менее, выразить пожелание, как бы можно было и улучшить результат.

Разнообразные нетрадиционные технологии рисования способствуют развитию коррекции недостатков психических процессов, личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия изобразительным творчеством важны для улучшения результатов обучения в общеобразовательной школе. Занимаясь в учреждении дополнительного образования, в изостудии по интересу, ребёнок самовыражается как личность, с успехом справляется с заданием в интересных нетрадиционных методиках изобразительного творчества. Дети, используя необычные оборудование и материалы, нетрадиционные технологии рисования, развивают в себе познавательную активность, проявляют повышенный интерес к миру изобразительного искусства, гармонии цвета, формы, позволяющие развивать мотивацию к занятиям рисования, формироваться как личность. В результате тесного сотрудничества дети получают представление, как прекрасен окружающий мир, приобретают позитивный эстетический опыт.

Литература:

  1. Петухова Л. В. «Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов», Сургут, 2011, 169 с.
  2. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Н. «Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы». М., 2010, 278с.
  3. Цквинтария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» «Творческий центр «Сфера»» М., 2011
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительное творчество, краска, ограниченная возможность здоровья, познавательная активность, изобразительное искусство, исследовательская деятельность, совместная работа, совместное творчество, эстетический вкус.

Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома

Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома