Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)
Авторы: Лукина Светлана Андреевна, Рулькина Ольга Владимировна, Пономарева Татьяна Владимировна, Гнатченко Юлия Владимировна, Мартемьянова Елена Валерьевна, Щеглова Наталья Анатольевна, Конюхова Елена Владимировна, Черемных Эмилия Маратовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.04.2020
Статья просмотрена: 86 раз
Библиографическое описание:
Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / С. А. Лукина, О. В. Рулькина, Т. В. Пономарева [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 14-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15788/ (дата обращения: 16.11.2024).
Патриотическое воспитание учащихся в стенах школы в современных условиях, на наш взгляд, принимает особенно важное значение. Это связано с расширением негативного влияния окружающей среды. Окружающее социальное пространство зачастую оказывает негативное воздействие на формирование подрастающей личности. Не могут не сказаться негативно разрушение и девальвация системы традиционных ценностей, социальные противоречия в обществе, попытки внедрения чуждых нам ценностей и идеалов, очернения и переписывания нашей истории, искажения исторической правды. Нельзя не отметить изменения и в подрастающем поколении: рост нигилизма, отказ от общественных ценностей, склонность к обособлению от коллектива и общества. Именно поэтому роль патриотического воспитания в школе существенно возрастает. Патриотическое воспитание в нашей школе является неотъемлемой составной частью образовательного и воспитательного процесса. Она носит систематический и целенаправленный характер. Целью её является не только противодействие неблагоприятным внешним факторам, но и формирование высокого патриотического сознания у обучающихся, чувства гордости и верности своему Отечеству, уважительного отношения к конституции, государственному устройству, ценностям, народам Российской Федерации, готовности выполнять конституционные обязанности и гражданский долг, встать на защиту интересов Родины.
Данную работу необходимо проводить регулярно и систематически. Если вести ее исключительно от случая к случаю, то есть эпизодически, то эффективность ее в деле воспитания подрастающего поколения существенно снижается. По сути своей патриотическое воспитание многогранно, что дает широкое поле для творчества педагогам и воспитателям. В их арсенале имеется большое количество форм и методов ведения воспитательно-патриотической работы: классные часы, тематические декады, беседы, встречи, концерты, экскурсии, оформление стендов, стенгазет, плакатов, конкурсы (чтецов, рисунков, песни, смотры строя и песни и т. п.), викторины, краеведческие мероприятия и т. д. Выбор конкретных форм и методов напрямую зависит от нескольких факторов: поставленной педагогом задачи, от фактических возможностей и условий, от характера запланированного мероприятия, от возраста обучающихся, их уровня подготовки, их уровня развития, их желаний, интересов, увлечений и т. д. Эффективность форм воспитания напрямую зависит от разумного сочетания и применения различных методов её ведения.
Виды деятельности по реализации патриотического воспитания можно условно поделить на следующие группы:
- Классно-урочная деятельность (коллективное взаимообучение, уроки-практикумы, интегрированные уроки, тематические уроки);
- Внеурочная деятельность (классные часы, конкурсы, праздники, концерты, конференции, олимпиады, исторические декады, викторины и т.п);
- Взаимодействие с общественными организациями (взаимодействие с советами ветеранов, библиотеками, поисковыми бригадами, волонтерскими организациями, патриотическими движениями, краеведческими музеями и т. п.);
- Творческая деятельность (рисунки, поделки, стенгазеты, плакаты, оформление классных уголков, стендов и т. п.)
- Исследовательская деятельность (исследовательские проекты, поисково-исследовательская деятельность, организация работы школьного музея, экскурсионная работа, конференции, дебаты, круглые столы, презентации и т. п.)
Следует отметить, что подобное разделение носит весьма условный характер. Практика ведения воспитательно-патриотической работы в ФРБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» доказала, что наиболее эффективным и перспективным в плане результативности и выполнения поставленных задач безусловно является применение интегрированных форм её ведения. Интегрированные формы подразумевают сочетание нескольких видов, форм и методов ведения работы, комплексный и комбинированный подход к её реализации.
В данной статье нам хотелось бы более подробно остановиться на творческих и наглядных методах ведения воспитательно-патриотической работы. К ним относятся стенгазеты, плакаты, рисунки, поделки, оформление стендов и классных уголков. На первый взгляд, подобные формы работы могут показаться старыми, избитыми, утратившими свою актуальность, однако практический опыт заставляет нас придерживаться противоположной точки зрения. Дети всегда любили и любят рисовать и делать поделки. Если к заданиям подобного рода добавить элемент соревнования (провести конкурс) и зрелищности (устроить выставку), то интерес юных участников в подобном мероприятии возрастет еще больше. Следует учитывать и то, что в настоящее время появилось много новых доступных материалов для творчества. Учащийся может реализовать свой творческий потенциал самыми разными способами: рисование, выжигание, лепка, декупаж, вышивка, моделирование 3Д, аппликация, плетение, роспись по стеклу, керамики, дереву, камням и т. д. Рисовать можно красками, карандашами, фломастерами, тушью, песком, декоративными печатями, мелками и так далее, тем более что у каждого из этих материалов на сегодняшний день есть великое множество разновидностей.
В качестве примера приведем творческую работу ученика 2 «Б» класса Енаторова Павла. В технике выжигания по дереву учащийся воспроизвел фрагменты стены Брестской крепости с надписями, сделанными бойцами Красной армии в 1941 году:
Наиболее интересные творческие работы получаются при сочетании нескольких техник. Например, при создании стенгазеты учащийся может применять технику аппликации. Современные материалы позволяют добиться потрясающего исполнения работы. В качестве элементов аппликации можно использовать моделирующую пенку, ленты, кусочки ткани, пуговицы, фотографии, вырезанные фрагменты иллюстраций, деревянные элементы, пазлы, открытки, цветы, как искусственные, так и высушенные и т. д. Это безграничное поле для творчества и фантазии. Приведем несколько примеров подобных комбинированных работ:
|
|
Чумакова Алена 8 «Б«стенгазета «Мой дедушка — герой Советского Союза», исполнена с комбинацией фотоматериалов и печатного текста. |
Меркулов Ярослав 5 «А«стенгазета «Оружие победы», исполнена с комбинацией пазла, рукописных элементов, красок, вырезанных иллюстраций. |
Симак Николай 2 «Б«стенгазета «Пионеры-герои», работа выполнена с использованием красок, вырезанных текстов и иллюстраций. Рукописных элементов (конверт), георгиевских лент. |
|
Наиболее сложной по техники исполнения является стенгазета, выполненная учащимся 1класса «А Перховым Матвеем. Разумеется, ему помогали родители, но на наш взгляд, участие родителей является одной из важнейших и неотъемлемых частей патриотического воспитания. Помощь семьи в этом вопросе неоценима.
|
|
|
|
|
Для выполнения данной работы были использованы: краски, декоративная сетка, аппликация плоская и объемная из бумаги, картона, фотографий, вырезанных иллюстраций, ткани, лент, значков, металлических и деревянных элементов, цветов, газет, отделочного шнура, высушенных растений и т. д. Их великолепное, оригинальное сочетание придало работе прекрасный вид, вызвавший восхищение у обучающихся, учителей, воспитателей, администрации школы и родителей. Работа была отправлена на международный конкурс.
Для оформления стендов и классных уголком в современных условиях можно использовать два подхода: творческие работы обучающихся или готовые фото и печатные материалы. В настоящее время легко купить различные плакаты, открытки, наборы фотографий и карточек практически на любую тему, что во многом упрощает работу педагога по оформлению классных уголков и стендов. Современные технологии позволяют сделать различные виды фото-продукции, например, коллажи, плакаты, буклеты, которые можно распечатать и активно использовать в дальнейшей работе и творчестве.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что наглядные формы ведения воспитательно-патриотической работы (стенгазеты, плакаты, рисунки, поделки, оформление стендов и классных уголков) лишь на первый взгляд утратили свою актуальность и значимость. Наша педагогическая практика и систематически проводимая в ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» воспитательная работа доказывает обратное. Обучающиеся и их родители с большим энтузиазмом участвуют в подобных мероприятиях. Современные материалы и технологии позволили существенно усовершенствовать этот процесс, найти новые формы воплощения творческих и воспитательных идей, поднять интерес, вовлечь учащихся, сделать работы более зрелищными и креативными.
Литература:
1. Федосова Т. Н. Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы/ Т. Н. Федосова. — М.: изд. Учитель, 2011. — 186с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] — М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. — 189 с.
3. Панафидина Т. В. Современные технологии воспитательной работы/ Т.В. Панафидина. — М.: изд. Учитель, 2009. — 233с.
4. Цабыбин С. А. Организация общешкольных мероприятий. Для организаторов воспитательной работы в школе/ С.А. Цабыбин — М.: изд. Учитель, 2007. — 216с.