Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анохина, М. Н. Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / М. Н. Анохина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15836/ (дата обращения: 15.11.2024).



Движение — это физиологическая потребность организма. Оно не влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, на обмен веществ, а также других систем организма, но является одним из самых важных компонентов исследования мира. Развитие пространственных представлений и формирование у ребенка «образа Я» зависит как раз таки от двигательной активности ребенка. Эмоциональное состояние человека также может быть подвержено изменениям из-за совершаемых движений. Так дети с ТМНР обладают сниженным показателем двигательной активности. Но наиболее ярче это проявляется у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:

  1. Правильное позиционирование.

Поддержание позы для ребенка с двигательными нарушениями является одной из самых трудных моторных задач. Чтобы ребенок смог освоить позу и в дальнейшем удерживать ее самостоятельно, ему потребуется сенсорные опоры и поддержка. Но здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.

Показатели стабильности и перегрузки у детей с ТМНР служат: физиологическая оценка, двигательная, оценка сна и бодрствования, а также взаимодействия. Например, при балансе физиологического аспекта у ребенка наблюдается равномерное дыхание и розовая кожа, если состояние перегрузки он гримасничает, чихает, зевает, вдыхает. Положительный двигательный показатель проявляется, когда ребенок смотрит в сторону собеседника, у него мягкие и хорошо модулированные движения, равномерный мышечный тонус по всему телу. В состояние перегрузки ребенок прижимает руки и ноги друг к другу, крепко вцепляется руками, прижимает руку к уху, голове или рту. Сон и бодрствование в нормальном состоянии проявляется, если у ребенка устойчивый эмоциональный баланс, он бодр и внимателен, адекватно выдерживает небольшое напряжение и незначительные перемены. Перегрузкой в этом случае служит небольшая рассеянность, вялость, обеспокоенность и невнимательность. При взаимодействии с ребенком важно обратить внимание на зрительный и невербальный контакт, то есть если ребенок поддерживает зрительный контакт со взрослым, улыбается, он активен и открыт, следовательно его состояние открытое и сосредоточенное. Когда ребенок закрывает глаза, часто моргает, отводит глаза и не выражает никаких эмоций — это отрицательно сказывается на его состоянии.

  1. Участие в уходе и перемещении.

Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. При совершении действий по изменению позы ребенок может либо самостоятельно, либо с помощью взрослого приподняться на ноги, подтянуться, чтобы кушать или пересесть в коляску для прогулки. Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется встать, чтобы надеть штаны, поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Когда ребенок ест, он может удерживать различные предметы, например вилку, ложку, кусочки пищи, может тянуться еще за чем-то вкусным за столом и подносить еду ко рту. Бытовые ситуации происходят каждый день, может даже и несколько раз в день, это является огромным продвижением в развитие движений в повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться. Также плюсы этой методики заключается в том, что ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются функциональные движения, их он может использовать всю свою жизнь. Конечно, взрослым может быть намного проще самим поднять ребенка, перенести его, покормить и переодеть, потому что если ребенок сам пытается это сделать, на это уходить очень много времени. Но если это уже подросток, который имеет вес значительно больше, со сколиозом, с болевыми синдромами, контрактурами, мышечным тонусом, нарастающем при попытке изменения положения тела, это сделать намного труднее.

  1. Игру.

Игра — это главный вид деятельности любого ребенка. Когда дети увлечены и у них есть интерес, который в свою очередь является самой мощной мотивацией, они выполняют множество разнообразных движений.

  1. Спонтанную двигательную активность.

С помощью организации пространства вокруг ребенка можно стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Для высокой активности ребенка, с одной стороны, требуются предметы, которые ему захочется взять, потянуться за ними, подползти, но также с другой стороны он должен чувствовать безопасность.

  1. Структурированную двигательную активность (занятия со специалистом ЛФК).

Профилактика вторичных нарушений для детей, которые не имеют возможность самостоятельно менять положение тела.

Дети, которые имеют двигательные и другие многочисленные нарушения, могут быть в зоне риска появления вторичных осложнений. Контрактуры и деформации могут возникнуть вследствие длительного пребывания в одной позе, при частом использовании паталогических поз и установок. Например, если ребенок сидит с круглой спиной или лежит на спине, а колени повернуты в одну сторону. Такие осложнения снижают качество и продолжительность жизни, а также способствуют появлению болевого синдрома. В числе осложнений двигательных нарушений, несущих угрозу для жизни, можно отнести запоры и аспирационные пневмонии. Чтобы предотвратить развитие вторичных осложнений нужно систематическое соблюдение таких правил:

− Выявить и отслеживать график смены положения тела ребенка в течение всего дня и во время сна — каждые два часа. При использовании ассиметричных поз необходимо следить за равной частотой правосторонних и левосторонних вариантов.

− Положение ребенка должно быть безопасным и стабильным, т. е. физиологичным. Ребенок не должен чувствовать страх падения, заваливаться, сползать. Также поза не должна вызвать усиление боли и мышечного тонуса, боли, нарушить дыхание. Она должна помочь ребенку быть подвижным и активным (общаться, наблюдать за окружающей средой, играть и т. д.).

Чтобы определить удобство той или иной позы, принимаемой ребенком, необходимо задаться подобными вопросами: «Эта поза была бы удобна для меня? Сколько бы я мог находиться в таком положении? Я бы что-то изменил в ней? Что я мог бы делать в такой позе?».

− Если у ребенка нарастает тонус, он кричит, плачет, проявляет беспокойство, отказывается от активности и взаимодействия, значит, ему необходимо сменить позу, так как возможно он устал находиться в таком положении.

− Определить месторасположение ребенка при фиксации в определённой позе. Необходимо выявить нахождение основного источника информации, такого как телевизор, окно или другие дети. Но прежде поинтересоваться у ребенка, что он предпочел бы, смотреть мультики, посидеть в тишине или пообщаться с детьми.

− Следить за правильным развитием стопы, с помощью ортопедической обуви или ортезов. Деформации и контрактуры можно предотвратить ношением удобной и правильной обуви. Использовать ее нужно не только на улице, но и в помещении. Ребенок, испытывающий трудности в общении или с нарушением интеллектуальных способностей, не всегда может сказать о том, что обувь ему жмет или причиняет неудобства, этот момент должны учитывать взрослые.

− Приветствуется использование технических средств реабилитации (ТСР) и различных мягких материалов (валики, подушки и т. п.), это обеспечит правильное позиционирование. ТСР могут служить как различные ортезы, так и ходунки, коляски, подъемники, вертикализаторы. Конечно, эти приспособления нужно подбирать и настраивать строго индивидуально. Приобретения техники и ортезов без перенастройки недопустим.

− Если ребенок испытывает дискомфорт при использовании ТСР (труден в использовании, мал, велик), необходимо либо заменить, либо попытаться адаптировать ТСР под ребенка. Использование не исправимой и неподходящей техники грозит прогрессированием вторичных осложнений.

Литература:

  1. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. — М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Бейкер Б. Л., Брайтман А.Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. — М.: Теревинф, 2000 г.
  3. Виноградова А. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. — М.: Теревинф, 2006 г.
  4. Головчиц Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные»... нарушения развития // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 3–11.
  5. Истомина Л. А. Рекомендуемые положения тела и способы ношения ребенка с проблемами двигательного развития: методические рекомендации для воспитателей и родителей. — СПб.: РЕМДОМ, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, поза, движение, мышечный тонус, нарушение, осложнение, правильное позиционирование, состояние перегрузки, спонтанная двигательная активность.

Похожие статьи

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности

Похожие статьи

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности