Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.05.2020
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15840/ (дата обращения: 15.11.2024).
Система физического воспитания студентов нефизкультурных высших учебных заведений РФ предполагает построение технологии профессиональной физической культуры на основе системообразующего фактора, которым является будущая производственная деятельность.
Профессионально-личностный подход и конструировании развивающих ситуаций в профессиональной физической культуре (ПФК) поредаолагают использовать следующую схему, состоящую из следующих компонентов:
- Представление элементов содержания ПФК в виде разно уровневых профессионально личностных задач (в контексте личностно-смысловой сферы деятельности студента).
Главное назначение таких задач состоит в том, чтобы ввести студента в определенную ситуацию и организовать их ориентировку в ней на будущую производственную деятельность. Задачи указанные ниже должны обеспечивать достижение личностно-творческого уровня освоения студентом содержания ПФК, связи системы личностных ценностей с профессионально значимыми двигательными способностями. Для того чтобы введение ситуативных задач вписывалось в логику изучения ПФК, необходимо использовать три типа задач: аналитические, конструктивные и операционные.
В решение аналитических задач предполагает поиск студентами способов анализа, оценки и путей реализации ценностей ПФК. Суть аналитических действий состоит в том, чтобы конкретный вопрос рассматривался как прочтение целостности производственного процесса, вследствие чего раскрывается новая сущность и подход к ПФК.
Решение конструктивных задач предполагает выработку у студентов умения применять знания о физической культуре в разнообразных условиях производственной деятельности, прогнозировать их решение, интуитивно усматривать оригинальные подходы, рефлексировать действия.
В решение операционных задач позволяет выработать навыки постановки целей, умение выполнять рациональные формы движений, часто встречающихся в трудовой практике, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность применять полученные знания, навыки и умения в конкретной производственной деятельности.
- Усвоение содержания ПФК в условиях диалога движений, как особой коммуникативной среды (субъект субъектных отношений).
Диалогичность предполагает определение ценностей преподавателя и студента через сопоставление их с ценностями других участников процесса. При этом современные представления о диалогичности направлены на равенство партнеров и свободного выбора, причем, не в знаниях, не в опыте, не в уровне образованности, а в их ценностно-смысловом и двигательном отношении.
Для того чтобы образовалась ситуация, где возможны подлинные диалоговые отношения, необходимо соблюдать условия:
– открытость и свобода проявления в действиях (в диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции, своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям);
– оценочная реакция преподавателя по отношению к получаемой от студента информации, в том числе и движения (соответствующая диалоговой позиции реакция предполагает внимание, интерес и сочувствие, благодарность за возможность соприкоснуться с миром движения и опытом другого, расширить при этом свой духовный и профессиональный опыт);
– общий язык общения в категориально понятийном аппарате, понятный той и другой стороне общения.
Рассматривая диалог как инструмент создания личностно развивающей ситуации, можно выделить его основные функции:
- познавательная, в которой диалог выступает как источник знания, способ поиска истины (рациональности движений), но это поиск не общего, единого для всех вывода, а индивидуального, личностного диалога;
- коммуникативная, реализуя которую, диалог выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, когда субъекты не только обмениваются информацией (движениями), сколько пытаются всеми доступными диалоговому общению средствами (физическими упражнениями) передать свое отношение к этой информации, сделать ее значимой для себя и партнера (для эффективности производственного процесса);
- личностно развивающая, основанная на возможности диалога, которая позволяет личности максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий (двигательный) потенциал, утвердиться во мнении других и в своем собственном мнении.
Исходя из данных функций диалога, автор выделяет и его типы: мотивационный, рефлексивный, конфликтный, индивидуальный, самоопределение, самореализация, смысло-двигательно-творческий, духовный и критически осмысленный содержание диалога.
Технология создания двигательного диалогового общения предполагает соблюдение, ее этапов:
– уровня готовности студента к двигательному диалогу (двигательная и физическая подготовленность);
– определения целей двигательного диалога;
– выявление проблемы, интересующей субъектов двигательного диалога на определенном предметном материале (подвижная игра, моделирование производственной ситуации, имитация трудовой деятельности, деловые игры);
– рассмотрение проблемы в контексте значимых для студентов жизненных ценностей (мотивация выполнения двигательного диалога, здоровый образ жизни);
– способы и формы межличностного общения в двигательном диалоге;
– вариативность развития двигательного диалога (самостоятельный поиск решения двигательных задач);
– подведение итого двигательного диалога с оценкой достижения цели двигательного диалога (профессиональная физическая готовность).
- Имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях состязательности (имитационно-игровое моделирование).
Двигательная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоком личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности студентов может привести только предоставление им подлинной свободы действия в обучении, вовлечение студентов в такую деятельность, в которой они не только бы поняли, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, как профессионала, как специалиста и делового человека в изначальной степени зависят от их собственных усилий, выполненных действий и принятых решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в физкультурной практике является игровая форма организации процесса профессиональной физической культуры и игровая подготовка к реальной производственной сфере.
Игра является своеобразной квинтэссенцией профессионально-личностного подхода, так как движение реализуется полнее всего именно в игре, когда ее участники начинают общаться на личностио-смысловом, вариативно-двигательном уровне. При этом происходит апробация личностного опыта студентов в жизненно- имитационных и профессионально-ориентированных условиях деятельности. Все игры должны носить обучающий характер и быть обязательно связанны с решением жизненно и производственно важной ситуации. Сама же учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность студентов, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы студентов.
Игровая деятельность человека имеет три уровня развития: профессионально деловая игра, любительская и учебно-тренировочная игра4. При этом все уровни имеют не только внешние формы организации и функционирования, но и свои внутренние приемы, и способы осуществления. Под игровой формой организации понимается не только форма организации конкретной учебной игры, по и самостоятельные приемы и методы ведения игры, в том числе сугубо личные способы предвосхищения ситуаций предвидение своих результатов, а главное — чужих действий.
С этой позиции, игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения — вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно — взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности преподавателя и студента.
Игровая форма организации заключается в разработке и проведении двигательных игр: имитационных, символических, ситуативных, исследовательских, а также их разновидностей.
Все учебно-двигательные игры имеют три основные характеристики:
– прямого дидактического воздействия, в которых преподаватель действует совместно со студентом в роли одной из играющих сторон;
– опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя ведущего, болельщика;
– смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли арбитра, эксперта, судьи и консультанта.
В общем, имитационная игра представляет собой конкретную двигательную деятельность в виде достижения целей (имитационное моделирование ситуации) и включает в себя действия, направленные на моделирование адекватной профессиональной деятельности ситуацию.
Таким образом, имитационная игра — это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных ситуации и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих ситуациях. Имитационная игра есть специально организованная, а значит глубоко осмысленная деятельность имитации прошлого в будущем, в котором (в настоящее время) моделируется деятельность, результаты которой в сою очередь являются целью имитационной игры. Основным же правилом имитационной игры является деятельность игрока в роли, которая организуется при помощи моделей прошлой деятельности путем включения ее реального результата в текущую деятельность.
Символическая игра, основными средствами которой являются физические упражнения в виде двигательных действий, а правила выполняется в строгом соответствии с законами и формами этой игры, можно назвать учебной игрой.
Для того чтобы создать учебную игру, нужно изобрести и построить такое игровое действие, чтобы в процессе его выполнения студент оперировал необходимой ему и нужной преподавателю информацией и движениями, то есть действовал в игре по принципу построения чанного конкретного движения и заранее заданной информационно-логической сети передвижения.
Игровая деятельность индивида может успешно применяться не только в учебно-познавательных, исследовательских, опытно-конструкторских целях, но и для эффекта воздействия средствами физического воспитания на организм. В самом же общем виде игра — это специально организованная и эмоционально активизированная игровая деятельность человека, целью которой является формирование жизненно необходимых функциональных возможностей для успешной учебно-познавательной и производственной деятельности.
В зависимости от типа игры (подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий и т. д.) существуют общие для всех дидактических игр правила и организация, этапы и предписания, которые являются гарантом того, что происходит именно дидактическая, управляемая игра. Соответственно технология создания практических игр представляет собой следующие действия преподавателя:
- Необходима формулировка игровых целей и ситуаций исходя из особенностей производственных процессов конкретной трудовой деятельности специалиста. Именно дидактическая игра является той методикой, где каждый ее участник должен иметь право и возможности для самостоятельной постановки целей и поиска средств их достижения. Игровые цели должны быть реальными, представленными в виде ожидаемого результата, оценить который возможно на заключительном этапе игры.
- Определение правил игры и требования к ним:
– оптимальное количество ограничений участников игры (от шести до девяти).
– правила должны быть известны и доступны всем участникам игры.
Литература:
- Ачкасов, Евгений Евгеньевич Мониторинг сердечной деятельности в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте / Ачкасов Евгений Евгеньевич. — М.: Триада-Х, 2019.
- Бурякин, Ф. Г. Выпускная работа в области физической культуры и спорта. Учебное пособие / Ф. Г. Бурякин. — М.: КноРус, 2017. -
- Бурякин, Феликс Выпускная работа в области физической культуры и спорта / Феликс Бурякин. — М.: КноРус, 2015.
- Валентин, Никифорович Зуев Нормативно-правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта / Валентин Никифорович Зуев. — М.: «Советский спорт», 2016.
- Гигиена физической культуры и спорта. Учебник / Коллектив авторов. — М.: СпецЛит, 2016.
- Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Academia, 2015.
- Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Академия, 2017.