Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбунова, П. А. Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников / П. А. Горбунова, Е. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15841/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального подъема в познавательной деятельности. Для этого следует обеспечить соответствующие условия развития и обучения младших школьников не только в учебном заведении, но в кругу семьи — для осмысленных действий учащихся, поощрения ученической инициативы и самостоятельности. Реализации выделенных принципов и направлений будет способствовать сотрудничество педагога с родителями младших школьников посредством использования современных технологий обучения и воспитания, среди которых особое место занимает метод кейс-стади.

Ключевые слова: учебная мотивация, взаимодействие, семья, педагог, кейс-стади, младшие школьники.

Изменение государственной политики в области образования обусловило признание ведущей роли семьи в воспитании детей, поэтому возрастает ее роль как основополагающего института государства. Сегодня родители нуждаются в педагогической помощи, которую может предоставить им педагог-специалист качественно нового поколения, подготовленный в соответствии с запросами нового времени, эпохи гуманизма и демократии. Это особенно актуально в прагматическом информационном XXI веке, когда отчасти нивелируются моральные ценности, морально-этические идеалы прошлых поколений. Целью данной статьи является исследование метода кейсов как формы взаимодействия педагогов и родителей по вопросам формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

В целом, профессиональная компетентность учителя начальных классов — это владение не только профессиональными знаниями и опытом, но и умением сформировать внутреннюю мотивацию младших школьников к познавательной деятельности; четко, логично и доступно изложить свои мысли; организовать во время урока сотрудничество, найти пути оптимального общения; раскрыть творческий потенциал, развить мышление учащихся [5, с. 90]. Среди условий адаптации ребенка к школьному обучению в первые годы именно учебная мотивация играет роль основного стимула к познавательной активности, а, следовательно, особое значение имеет создание мотивационно-стимулирующей образовательной среды на основе сотрудничества и взаимопонимания педагога и родителей младшего школьника, сочетания педагогических и человеческих ценностей; первичности педагогической культуры; самоуправления и самоорганизации.

Создание положительной учебной мотивации должно осуществляться через практическую направленность обучения, ориентацию на успех, регистрацию настоящего продвижения в обучении; создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свои результаты и обдумать возможности их улучшения; отбор методов, не только способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но и применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях [3, с. 163].

Непосредственное осуществление взаимодействия в данном контексте педагога и родителей основывается на изучении особенностей семьи и использовании методов воздействия участников педагогического процесса друг на друга. Среди данных методов можно выделить: метод убеждения (обмен мнениями, совет, объяснение, высказывание своих мыслей, суждений, аргументов, внушение); метод упражнения (личный пример педагога, родителей, просьба, поручение, показ-инструкция, практические занятия с элементами тренинга, моделирование и проигрывание педагогических ситуаций); метод педагогической оценки (похвала, благодарность, замечания, поощрения) [1, с. 256]. Выбор любой модели поведения педагога для взаимодействия с родителями младшего школьника с целью формирования у него учебной мотивации должен предполагать использование соответствующих средств и форм взаимодействия. Так, данные средства должны быть практичными, удобными, наглядными и уместными для каждой конкретной ситуации. Современными педагогами-практиками в ряду таких средств и форм выделяется метод кейс-стади (Case Study), который был впервые применен в учебном процессе Гарвардской школы бизнеса в начале XX века: в дополнение к лекциям преподаватели начали использовать различные ситуации, которые активно обсуждались студентами и рассматривались различные варианты их решения. Поэтому нередко данный метод называют ситуационной методикой или гарвардским методом [2, с. 21].

Кейс-метод определяется как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, текстов, которые называются «кейсом») для совместного обсуждения, анализа и выработки решений [4, с. 97]. Метод кейсов позволяет одновременно отображать не только практическую проблему, но и актуализировать определенный комплекс знаний, который должен быть результатом решения проблемы. Основное в изложенной проблеме то, что она не имеет однозначных решений. Работа над проблемной ситуацией происходит в группах, и ее можно условно разделить на следующие фазы:

– анализ представленного кейса, формулирование проблемы;

– поиск и сбор дополнительной информации (в случае необходимости);

– обсуждение различных вариантов решения проблемы;

– выбор лучшего варианта решения на основе сравнения всех предложенных вариантов [6, с. 76].

Кейс состоит из трех частей: информации необходимой для ситуационного анализа, описания конкретной проблемной ситуации и практических задач. В совокупности это единый информационный комплекс, где удачно сочетаются обучающая, аналитическая и познавательная деятельность, что, безусловно, является эффективным и деятельным в реализации современных задач системы образования.

В качестве примера рассмотрим педагогический кейс на тему: «Психологическая готовность ребенка к обучению». Ситуация: мальчик 7-ми лет гиперактивен, не может заниматься учебными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Когда преподаватель настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения. Проблема кейса состоит в том, что диагноза «гиперактивность» как такового не существует. Взрослые, которые взаимодействуют с этим ребенком, не знакомы с видами психологической природы ребенка. Цель кейса — сформировать у родителей умение целостно использовать методику определения степени психологической готовности младшего школьника к обучению и применить результаты оценки готовности в создании принципов учебной мотивации на практике. Родителям предлагается охарактеризовать эмоционально-психологические изменения в поведении ребенка, произошедшие с приходом в школу (или для учеников 2–4 классов — с началом и концом учебного года), к которым могут относиться: заторможенность, возбуждение, повышенная активность, болтливость, что приводит к неэффективной учебной деятельности, не раскрываются в полно мере умственные способности ученика. Задача кейса: углубить и систематизировать знания принципов оценки психологического состояния школьника у родителей, сформировать умение применять эти знания на практике развития учебной мотивации. Вопросы для обсуждения: принципы оценки поведения учащихся; умственная активность — основная и общая характеристика школьника; определение уровня познавательной активности младшего школьника; учет психологической готовности учащихся к обучению. Предлагаемое решение проблемы кейса: ребенок с подобным поведением является носителем коммуникативной природы. Таким детям противопоказаны монотонные действия, жесткие, неаргументированные ограничения и отсутствие свободы. Ребенок с коммуникативной природой быстро заинтересовывается и также быстро теряет интерес. Это творческие, разносторонние и очень энергичные дети. Родителям необходимо изучить особенности данного типа и формировать учебную мотивацию у младшего школьника исходя из потребностей его природы. Кейс заканчивается анализом и оценкой деятельности и опыта каждого ее участника.

Для эффективности проведения кейсов учитель должен уметь анализировать, рефлексировать собственные оценочные действия, свое эмоциональное состояние, знать критерии собственной деятельности, владеть навыками саморегуляции, средствами взаимодействия и навыками общения. То есть, профессиональная рефлексия является качественным показателем готовности к профессиональной деятельности, в частности, к взаимодействию с родителями и формированию мотивации к обучению у младших школьников. В ходе создания кейсов направленной тематики педагогу необходимо проявить собственные коммуникационные способности, уровень эмпатии, фантазии, компетентности в выбранной ситуации для кейса. При правильно составленном, организованном и проведенном взаимодействии с родителями посредством кейс-стади педагог полноценно сможет донести ключевые принципы формирования учебной мотивации младшего школьника в семье, вне школьных стен, а, следовательно, у родителей могут появиться собственные идеи для развития и поощрения познавательной деятельности своих детей.

Литература:

  1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособ. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.
  2. Долгоруков А. М. Сase-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–44.
  3. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: ГП Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.
  4. Неустроева М. И. Развитие мотивации у младших школьников посредством кейс-технологий // International scientific review. 2016. № 1 (11). С. 97–99.
  5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
  6. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособ. Ижевск, УдГУ, 2013. 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьник, познавательная деятельность, родитель, ребенок, коммуникативная природа, метод кейсов, обучение, познавательная активность, проблемная ситуация.

Похожие статьи

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Похожие статьи

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...