Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лаптева, С. Ю. Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога / С. Ю. Лаптева, Н. Н. Балыкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15846/ (дата обращения: 15.11.2024).



Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окружающий его мир.

Дети с ТМНР часто испытывают трудности с привязанностью. Это может возникнуть из-за таких факторов как:

− нехватка персонального внимания. Часто бывают случаи, когда взрослый, ухаживающий за ребенком, не может быстро среагировать на истерику или плач и быстро помочь, успокоить ребенка.

− глубокого нарушения взаимодействия и взаимопонимания. Для детей с ТМНР характерна небольшая заторможенность реакции на ту или иную ситуацию, их ответы чаще всего необычные и слабые. Если взрослый не может найти подход к ребенку, то может возникнуть такая ситуация, что ответная реакция ребенка не поддерживается и не прослеживается. При том ребенок может не уловить череду происходящих событий и не поймет сигналы взрослого. Поэтому для ребенка, возникающие ситуации, будут появляться внезапно, пугая его.

− наличие постоянного близкого взрослого. Если рядом с ребенком отсутствует постоянный близкий взрослый, это отрицательно сказывается на формирование привязанности у детей с ТМНР. При частой смене людей, следящих за ребенком, могут возникнуть проблемы с доверительным отношением.

Также часто неудовлетворенность ребенка в безопасности и привязанности может сказываться на психическом, личностном и даже физическом развитии.

Дети с ТМНР подвержены возникновению депривации. Конечно, кроме эмоциональной депривации, возникающей из-за нарушения привязанности, дети с ТМНР также подвержены и другим депривациям (когнитивной, социальной, сенсорной, двигательной и сенсорной).

Чтобы у ребенка не было двигательных и сенсорных нарушений (тем более их в совокупности), он должен получать достаточное количество тактильных, зрительных, слуховых и других ощущений.

Обедненная среда может усугубить ситуацию и стать причиной сенсорной депривации, даже если нарушения первичные, и они не коснулись сенсорной сферы. Двигательная депривация в основном возникает из-за моторных нарушений. Нарушения развития также могут повлиять на снижение подвижности, таких как интеллектуальных нарушений и нарушений зрения.

Если неправильно организовать пространство вокруг ребенка и ограничить его в свободном перемещение, это может развить двигательную депривацию. Необходимо организовать так пространство, чтобы ребенок имел возможность играть на полу, лазать, ползать. Количество сенсорных стимулов у детей заметно снижается, когда происходит уменьшение двигательной активности.

Дети с ТМНР часто не имеют большого опыта с взаимодействием посредством предмета. Более того, самостоятельно им сложно понимать связь между символами, объектами и событиями. Таким детям важна помощь специалистов, которые сформируют адекватную модель окружающего мира для понимания ребенка. При отсутствии такой помощи дети не понимают и не знают, чего ожидать от окружающей среды, на фоне этого может сформироваться когнитивная депривация. В случаях социальной депривации дети сталкиваются с невозможностью выходить за пределы жилищных условий, посещения образовательных и культурно-досуговых учреждений, участия в общественной жизни. Абсолютно все виды депривации сказываются не только на психическое состояние ребенка, но и на возможность его развития. Когда дети не получают достаточного количества сенсорных стимулов, они самостоятельно пытаются восполнить их некоторыми способами само стимуляции, такими как выдирание волос, сосание пальца, вокализация, воздействие пальцами на глаза, вызывание рвоты, монотонное раскачивание и др. Некоторые реакции, которые проявляются в генерализованном виде, часто сопровождаются вегетативной симптоматикой: тревогой, рвотой, учащённым пульсом, запорами, потливостью, беспокойством, головными болями, судорогами и даже кожной сыпью. Ребенок, которому предоставляется развивающий уход, легче адаптируется в окружающем мире и менее подвержен воздействию депривации.

Можно выделить несколько принципов развивающего ухода: принцип уважения личности ребенка, индивидуальный подход, принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций, развитие собственной активности ребенка, социальная интеграция и комплексное воздействие.

Основа принципа уважения личности ребенка состоит в принятие всех особенностей ребенка, в учете всех его чувств и потребностей, в его свободе выбора и личного участия. Когда мы взаимодействует с ребенком с ТМНР, мы учитываем его возможности, даем ему время на их использование, а также помогаем ему расширить их границы.

Принцип индивидуального подхода заключается в учете индивидуальных особенностей, потребностей и интересов ребенка. Этот принцип присутствует на всех этапах, когда применяется психолого-педагогическая помощь: при постановки целей, технологии помощи, при планировании необходимых мероприятий для реализации помощи, при ежедневном взаимодействии с ребенком и при учете динамики его развития.

Целью принципа по ориентированности на формирование основных жизненных компетенций развитие у ребенка с ТМНР навыков, применимых в повседневной жизни, а также стимуляции к возникновению элементарной трудовой деятельности. Важным моментом является то, чтобы воспитанник начал воспринимать и понимать, на доступном для него уровне, значение и смысл происходящего. Преимущественная часть работы должна проводиться в обычных повседневных ситуациях, а не в форме обучения с заданиями. Успешным показателем работы может служить качественные изменения в реальной жизни, большим прогрессом выступает сформированный навык и повышенная вовлеченность ребенка в тот или иной процесс.

Принцип развития собственной активности ребенка наблюдается в проявлении инициативы и принятии участия в повседневной деятельности. Приоритетная цель в развитии проявляется в увеличение собственной активности ребенка, переходящей от объектной к субъектной точке зрения в наиболее значимых для него сфер жизни.

Социальная интеграция для детей с ТМНР означает приобретение социального опыта, который лучше приобретать в среде со сверстниками. Это прогулки на детской площадке, занятие адаптированной физкультурой и спортом, обучение в школе, участие в культурно-досуговых мероприятиях и т. п.

Комплексное воздействия должно быть согласованно, для действия всех взрослых, которые участвуют в работе с ребенком. Для этого в нашем центре сформирована команда специалистов, которые могут вместе определить цель развивающей работы, частные и общие задачи и обсудить действия каждого члена команды. Важно обратить внимание на то, как ребенок эмоционально переживает свой опыт и воспринимает его. По-другому говоря, как он связывает и запоминает ситуации, связанные с той или иной ситуацией. В случаях, если он испытывает положительные эмоции, тогда в его опыте закрепится навык, которые дает силу, уверенность и стимул к познанию нового в какой-то области. Отрицательная эмоция, может повлиять на ребенка так, что он будет избегать данного действия или области, и повторять негативный опыт, не улавливая его смысл для себя (будет снимать свое физическое напряжение без понимания этого опыта).

Для нас также приоритетным является организация новых форм работы, которые позволяют оптимизировать варианты взаимодействия воспитанников с ОВЗ с окружающим миром. Нам очень хотелось бы поделиться своими знаниями и опытом работы с детьми, которые имеют ТМНР, так как мы уже долгое время работаем в Центре содействия семейному воспитанию. Такие дети в силу нарушения опорно-двигательной системы, испытывают трудности в перемещение (чаще всего не передвигаются вообще) и принимают положение полусидя. Ребенок может проявлять активность только с помощью взаимодействия со взрослыми, зрительно-двигательная координация также проявляет тяжелое нарушение. При контакте с ребенком возникают трудности из-за непонимания обращенной к нему речи, даже несмотря на многократное мимическое и жестовое повторение. В большинстве случаев, когда детям предлагают занятие, они пассивны в его принятии, не могут удерживать внимание при его выполнении, не понимаю инструкцию, регуляторные механизмы не сформированы. Им трудно понять элементарные ситуации и опыт формируется с большим трудом. Дети не ориентируются в пространстве и их эмоции примитивны. Безусловно, главная форма организации педагогической-коррекционной деятельности — это индивидуально-коррекционные занятия. Для каждого ребенка выстраивается занятие с принятием во внимание всех особенностей структуры дефекта. Но дети в силу своего диагноза и многочисленных нарушений не всегда могут выдержать даже одно занятие. Исходя из этого, в своей работе мы используем различные методы, такие как: пальчиковая гимнастика, массаж, музыкальное воздействие, релаксация, корригирующая гимнастика, динамическая пауза, метод игры и сказки, воздействие цветом, психа гимнастика. Кроме того, мы применяем разнообразные формы организации занятий: межгрупповые досуговые и развлекательные мероприятия, игры на природе, комплексные занятия различных специалистов, тематические ландшафтные экскурсии, театрализованные представления, спортивные мероприятия.

Для проводимых занятий нам служат специализированно-оборудованные помещения: музыкальный зал, учебный класс, лечебно-физкультурный зал, спортивный зал, игровая территория в группе, спортивно-развлекательная зона, а также улица. Прежде всего, необходимо сконцентрироваться на развитие и социализации детей с ТМНР. Свою задачу мы видим в компенсировании имеющихся отклонений в развитии на базе сформирования практических умений и навыков, которые позволят детям ориентироваться в окружающем мире. Для начала нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, далее научить его ориентироваться в окружающем пространстве. Темы занятий разрабатываются исходя из возможностей и с имеющимся опытом детей. Каждая тема прорабатывается нами (воспитателем и дефектологом) в различных ситуациях: в досуге, быту, на занятиях, на улице и в режимных моментах. Дети легче усваивают и воспринимают основной объем информации, если переключать их внимание с одной ситуации на другую. Поэтому мы применяем упражнения из разных сфер (окружающий мир, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, развитие моторных навыков). Чтобы сформировать у ребёнка представление себя, мы часто показываем его отражение в зеркале и комментируем. Также мы показываем на части тела ребёнка, педагога, куклы и проговариваем стишки для его ассоциаций, вызываем интерес воспитанника к нам с помощью игр. Очень важно и умение ребенка реагировать на своё имя, посредством жестов, мимики, поворота головы, указыванием пальцем на себя, в некоторых случаях движением глазками. Данная категория детей требует непрекращающегося постоянного профессионального обучения, гибкости, самосовершенствования, педагогического поиска. Но все-таки очень важным фактором коррекционной-развивающей и реабилитационной работы является наше терпение и любовь!

Литература:

  1. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. [пер. со швед.] / под ред. Ю. Колесовой. — СПб: ИРАВ, 2001.
  2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы. — М.: ВЛАДОС, 2007.
  3. Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. — СПб.: Скифия, 2017.
  4. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / ред. Т. В. Лисовская. — Минск: НИО, 2007.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  6. Коршикова-Морозова А. Е., Савва Н. Н., Коваленок О. В. Рекомендации по паллиативному уходу: Как избежать осложнений неизлечимой болезни у ребенка. — М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, занятие, развитие, ситуация, собственная активность ребенка, индивидуальный подход, комплексное воздействие, развивающий уход, социальная интеграция.

Похожие статьи

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы и упрямство» (из опыта работы воспитателя и педагога-психолога)

Похожие статьи

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы и упрямство» (из опыта работы воспитателя и педагога-психолога)