Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в вузе
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 22.05.2020
Статья просмотрена: 805 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в вузе / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15848/ (дата обращения: 15.11.2024).
Свою специфическую структуру имеет педагогическая деятельность преподавателя физической культуры как сложная динамическая система. Важным условием реализации социальных задач и требований к подготовке современных специалистов является четкое определение цели педагогической деятельности, когда конкретные ожидаемые результаты учебно-воспитательного процесса выражаются в таких понятиях, как воспитание, образование, обучение, развитие, формирование. В итоге цель должна быть направлена на целостное развитие физической культуры личности студента.
Часто встречаются преподаватели, имеющие искаженное представление о цели своей педагогической деятельности. Целью педагогической деятельности они полагают подготовку студентов к выполнению контрольных нормативов и тестов учебной программы или укрепление здоровья студентов, повышение уровня их спортивной подготовленности и т. п. Когда личность студента остается вне поля зрения, существенно ограничивает социальную полезность цели процесса физического воспитания.
Внутренняя структура профессиональной деятельности педагога условно можно разделить на три большие группы — стратегические, тактические, оперативные.
Стратегические цель — это своеобразные «сверхзадачи», которые отражают объективные потребности общества. Они определяют конечные результаты педагогической деятельности.
Стратегические цели физического воспитания в университете следует рассматривать формирование «физической культуры личности» студента. Основанием этого является соответствие этой цели потребностям и условиям современного этапа развития социума и высшего образования, которое ориентировано на развитие общей и профессиональной культуры будущего специалиста; эта цель является единой и общей для всех звеньев системы воспитания.
Развитие материальных и духовных потребностей личности является объективной основой определения цели в деятельности педагога, целесообразно выделить такие структурные составляющие личности студента, которые могут быть рассмотрены в качестве объектов цели педагогической деятельности по физической культуре.
Во-первых, это перспектива, программа деятельности индивида. В ней должны выражаться осознанные потребности, стимулирующие жизнедеятельность студента. Такая программа настоящего и будущего развития личности, складывающаяся с учетом ее мировоззренческих взглядов, убеждений и знаний должна быть четко отражена в учебно-воспитательном процессе.
Во-вторых, это наличие комплекса интеллектуальных и физических качеств личности, необходимых для успешной реализации намеченной жизненной программы. Это развитие способностей и дарований личности во многом зависит от того, какие из них и в каком объеме нужны для реализации принятой программы.
В-третьих, наличие высокоразвитой социальной активности, целенаправленной воли. Ведь программа деятельности личности лишь тогда дает толчок развитию ее способностей, становится мощным импульсом движения ее интеллектуальных и физических сил, когда студент понимает значение своей деятельности для других людей и самого себя, когда в связи с этим развивается его эмоционально-волевая сфера, проявляется настойчивость и упорство в достижении осознанной перспективы.
Игнорирование в воспитательном процессе хотя бы одной из рассмотренных структурных составляющих неизбежно ведет на практике к издержкам в учебно-воспитательном процессе. Осознание педагогами физического воспитания целей педагогической деятельности поможет совершенствованию педагогического руководства, принятию наиболее полных и целесообразных педагогических решений.
Планирование определяет цель педагогической деятельности и разработку стратегии ее достижения. Оно находит отражение в разработке планов учебно-воспитательного процесса на месяц, семестр, учебный год и т. п.; схематически процедура перспективного планирования выглядит следующим образом: 1) уяснение требований государственной программы по физической культуре к подготовке специалистов; 2) анализ исходного уровня знаний, ценностных ориентации, физической подготовленности и развития студентов; 3) определение предстоящих условий работы (наличие учебно-спортивной базы, инвентаря, оборудования, времени занятий и т. п.); 4) выбор средств и методов, необходимых педагогических воздействий.
На этой основе перспективного плана преподаватель переходит к оперативному планированию определяющему тактику решения учебно- воспитательных задач. Процедура оперативного планирования содержит:
- анализ имеющихся на данном этапе условий работы с учетом общей загруженности учебными занятиями студентов.
- постановка конкретных педагогических задач, выбор необходимых средств и методов.
- определение композиционного построения учебного занятия и установление взаимосвязи между его отдельными частями;
- планирование собственных действий на учебном занятии.
Действия преподавателя при организации целостного учебно-воспитательного процесса выглядит следующим образом:
1) Комплектование учебных групп отделения в соответствии с уровнем физической, спортивно-технической подготовленности, состояния здоровья; подготовка необходимой учебно-методической документации.
2) практическое знакомство с группой и установление первичных представлений об индивидуальных, личностных особенностях студентов (мотивационная сфера, убеждения и мировоззрения личности, цель и уровень притязаний, интеллектуальная, эмоциональная волевая сфера личности, индивидуальность и др.).
3) Проверка готовности спортивной базы и необходимого для учебных занятий оборудования и инвентаря.
Управление деятельностью студентов в процессе решения запланированных педагогических задач включает в себя непосредственное педагогическое воздействие и текущий контроль.
Педагогическое воздействие определяет совокупность профессиональных действий преподавателя, которые направлены на передачу учебной информации и ее необходимую организацию с целью обучения и воспитания студентов.
Текущий контроль направлен на сопоставление и оценку результатов педагогических воздействий с запланированными и при необходимости оперативное устранение выявленных от плана отклонений.
Действия преподавателя при текущем контроле включает:
- Педагогическое наблюдение за выполнением заданий.
- Выслушивание и осмысливание ответов студентов.
- Измерение-тестирование подготовленности студентов.
- Анализ правильности их действий.
- Анализ осмысленности действий студентов (понимают ли они, что, с какой целью и как выполняют).
- Анализ соответствия характера ответной реакции организма занимающихся на нагрузку.
- Оценка деятельности занимающихся.
Повышения качества и эффективности учебно- воспитательного процесса является важнейшим в деятельности каждого преподавателя. Качество работы преподавателя в значительной степени зависит от его способности к управлению психолого-педагогической системой «преподаватель — студент» и от того, кто является ведущим в этой системе. Если ведущим будет студент, то учебный процесс будет пущен на самотек, поэтому каждый преподаватель обязан занять лидирующее положение в системе «преподаватель — студент».
Быть истинно ведущим в психолого-педагогической системе «преподаватель — студент», преподавателю необходимо в совершенстве владеть методикой преподавания, знать и четко выполнять принципы ведущей роли преподавателя в учебно-воспитательном процессе, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность педагога, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к ученикам, увлеченность профессией, постепенное, систематическое накопление опыта преподавания.
Важной задачей преподавания физической культуры является овладение преподавателем методикой, которая стимулировала бы активное участие студентов в учебном процессе, создавала бы условия для творческого характера их деятельности, реализовывала в практической совместной деятельности преподавателя и студента принцип «обратной связи».
Физическая культура, как учебный предмет, представляет в этом плане большие возможности. Для их осуществления обосновываются и совершенствуются разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают организовывать учение как труд и творчество.
Можно выделить ряд принципов, которые в наибольшей степени определяют ведущую роль преподавателя в процессе физического воспитания. К ним относятся: принцип воспитывающего обучения, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуального подхода к обучаемому, наглядности, прочности, связи обучения с практикой, научности.
Воспитание индивида осуществляется многими путями. В педагогике подчеркивается, что процесс обучения является наиболее могущественным средством воспитания.
Так же, как «природа не терпит пустоты», процесс обучения или другие формы обучения со студентами не терпят отсутствия или неквалифицированного подхода к их воспитанию. Если это произойдет, будут прививаться нравственные качества, чуждые общечеловеческим ценностям.
Принцип воспитывающего обучения определяется: — содержанием преподаваемой учебной дисциплины; — организацией учебного процесса и методикой преподавания; — и, что особенно важно, личностью преподавателя.
В воспитании обучаемых трудно переоценить. Здесь нет мелочей. Преподаватель физической культуры может научить студента прыгать в высоту на два метра и более, будучи сам на это не способен. Подготовить тяжелоатлета, который поднимает такую штангу, которая ему самому никогда не покорялась. Научить выполнить тройное сальто, хотя, ввиду возраста, сам не может сделать и одиночное... Но есть лишь одно, чего не в состоянии выработать преподаватель у своих студентов, если сам таковым не обладает, — это высокие нравственные качества.
На студентов влияет очень многое все: гражданская позиция преподавателя; уровень квалификации; интересы и потребности; стиль жизни преподавателя; его внутренняя дисциплина; отношение к труду, к людям, общественным явлениям и т. д.
Огромное влияние на студентов оказывают также: физическая тренированность и поддержание ее на всем периоде педагогической деятельности с учетом возраста; внешний вид, осанка, подтянутость, отсутствие лишнего веса, спортивный костюм; отказ от вредных привычек и другие стороны личности.
Принцип воспитывающего обучения — это процесс весьма сложный, поэтому он всегда должен быть в поле зрения преподавателя.
Принцип связи обучения с практикой. Преподаватель должен постоянно акцентировать внимание студентов на то, как данное упражнение, комплекс, тренировочное занятия связаны с практикой его настоящей и будущей профессиональной деятельности, с отдыхом, с использованием в повседневной жизни.
Интерес к учению у студентов выше тогда, когда практическая направленность обучения, прочно усваивается то, что актуально для будущей профессиональной деятельности студентов, для укрепления здоровья, для повышения общей работоспособности. Важнейшее значение в процессе преподавания физической культуры имеет система профессионально прикладной психофизической подготовки будущих специалистов.
Принцип научности отражает уровень квалификации преподавателя. Требование научности относится к содержанию учебного материала, к организации учебного процесса, к методике преподавания. Содержание, организация и методика учебных занятий должны быть научно обоснованными.
Постоянное развитие педагогической науки и науки о физическом воспитании, преподавателю необходимо работать над совершенствованием своей педагогической деятельности и личностных качеств. Студенты очень чутко улавливают отсутствие у преподавателя должной квалификации, что приводит к потере его авторитета среди студентов.
Важно отметить, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие принципы. Только на основе одновременной реализации всех принципов достигается ведущая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе, а также высокая эффективность и качество учебных занятий.
Литература:
- Алексеев, А. В. О психологической подготовке в спорте/ А. В. Алексеев// Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов международ. конгресса. — М., 1998. — Т. 2.
- Алферов, А. Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя/ А. Д. Алферов //Вопросы психологии, 1999, № 4.
- Аминов, Н. А. Задатки, способности и одаренность учителя / Н. А. Аминов // Мир психологии. — 1997. — N 2.
- Аминов, Н. А. Основы теории коммуникации и психологии управления: программа факультатива и практ. рекомендации / Н. А. Аминов // Класс. дама. — 2000. — N 1.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин — СПб: Питер, 2000.