Связь уроков русского языка и литературного чтения
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Романенко Валентина Михайловна, Хлебникова Кристина Николаевна, Савоненко Марина Николаевна, Бондаренко Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.05.2020
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Связь уроков русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15854/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.
Ключевые слова: выразительное чтение, интонационные правила.
На уроках литературы, особенно во время работы над рассказом И. С. Тургенева «Му-му», можно обратить внимание школьников на звучание предложений с несколькими сказуемыми. Учащиеся придут к выводу, что одновременно или последовательно происходящие действия, обозначаемые однородными сказуемыми, перечисляются при помощи тех же интонационных средств, что и однородные подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными:
Он отвернулся, зажмурился. и разжал руки.
Муму навострила уши, | зарычала, подошла к забору, | понюхала | и залилась громким и пронзительным лаем.
В начале года, работая над «Сказкой о мертвой царевне»... Пушкина, школьники познакомились с чтением предложений, осложненных распространенными однородными членами. По возможности тогда же нужно сообщить детям, что все известные им правила об определении логического ударения являются подсобными, вспомогательными средствами при подготовке выразительного чтения. Отыскивая в предложении логические центры, нужно прежде всего руководствоваться смыслом, содержанием контекста. Это правило ученики не должны забывать и во всей последующей работе. Так, в приводимых ниже предложениях с однородными сказуемыми смысловую нагрузку несут подчеркнутые слова.
Герасим немного изумился> \ однако подозвал Му-му поднял ее с земли | ипередал Степану.
Герасим стал боком перед дверью, | толкнул ее плечомиввалился в дом с своей ношей.
При изучении тем «Глагол», «Деепричастие» и «Наречие» работа над перечислительной интонацией продолжается. Очень хорошо, если для упражнений на уроках русского языка будут использованы такие предложения и тексты, которые помогут одновременно закрепить грамматическое правило и знание орфографии, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки выразительного чтения.
По теме «Имя существительное» можно предложить такие упражнения:
Переписать, ставя нужные окончания и недостающие знаки препинания. Приготовиться к выразительному чтению предложений, объяснить вставленные окончания.
- Старый Суховей писал о нападен... японц... о смертном бо... под Известк.... (А. Ф.|)
- Среди распряженных коней быков взъерошенных ослик... бочек с горючим ящик... с детал... для комбайнов, как на воскресном базар..., шумела толпа водител... грузчик... колхозных завхоз... приемщик... хлеба и колхозных ребят. (Я. Я.)
- Теперь подошли машины из Севастополя из Керч... из Феодоси..., и ранее прибывших начали понемногу возвращать домой. (Я. Я.)
- И опять в присутcтви... Гаврика город волшебно оборачивался перед изумленными глазами Пети проходными дворами подвал... шел... в заборах сэра... дровяными склад.... стеклянными галере..., открывая все свои тайны. {В. К.)
Не следует стремиться подбирать упражнения для грамматико-орфографических целей и целей выразительного чтения на уроках русского языка непременно из параллельно изучаемых на уроках литературы художественных произведений. Если школьники будут приучены внимательно относиться к различным явлениям языка, если они научатся делать обобщения по поводу наблюдаемых частных интонационно-синтаксических фактов, то при работе над выразительным чтением любого произведения можно будет постоянно обращаться к их знаниям и навыкам в этой области.
Хочется обратить внимание учителя на одну частность. Подбирая примеры для закрепления перечислительной интонации, нужно учесть, что граница между однородными членами и всякого рода уточнениями иногда слабо ощутима. Чтобы не взять ошибочно предложения с уточняющими обстоятельствами, нужно обращаться не столько к пунктуации, сколько к смыслу предложения. Приведем некоторые примеры с уточняющими обстоятельствами, которые могут быть неправильно приняты за однородные члены:
Он (Герасим) спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. (И. Т.)
Все видели только, что с той стороны, с гор и оврагов, окружавших часовню, спускались в город по утрам самые невероятные и подозрительные фигуры, которые в сумерки исчезали в том же направлении.(В. Кор.)
Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время: юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.(Н. Г.)
Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.(Н. Г.)
Несколько деепричастий или деепричастных оборотов, относящихся к одному и тому же глаголу-сказуемому, могут быть неоднородны (отвечать на разные вопросы), и тогда они не произносятся с перечислительной интонацией. Между такими деепричастными оборотами нельзя поставить соединительного союза и.Например:
Бакланов задержался, спрятавшись в кусты, желая проверить, не покажутся ли из-за бугра новые отряды.(А. Ф.)
В небе, повинуясь порывам ветра, тяжело обгоняя друг друга, плыли тучи:
На уроках литературы нужно обратить внимание школьников на то, что сложные бессоюзные предложения, в которых простые предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события и отделяются запятыми, произносятся также с перечислительной интонацией.
Например:
Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели... (И. Т.)
Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звезды. (В. Кор.)
В поле шла жатва, листья на деревьях желтели. (В. Кор.)
Она (Маруся) ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, веки приподнимались с трудом. (В. Кор.)
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада. (И. К.)
Литература:
- Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
- Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
- Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Похожие статьи
Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.
Работа по развитию речевого слуха учащихся
В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.
Развитие письменной и устной монологической речи учащихся (из опыта работы)
В статье автор описывает свои формы и приемы работы для развития связной речи обучающихся.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.
Работа по обучению выразительному и осмысленному чтению
Эта статья посвящается вопросу осуществления связи устной и письменной речи в преподавании русского языка
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.
О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях
Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.
Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации
Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.
Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений
Похожие статьи
Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.
Работа по развитию речевого слуха учащихся
В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.
Развитие письменной и устной монологической речи учащихся (из опыта работы)
В статье автор описывает свои формы и приемы работы для развития связной речи обучающихся.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.
Работа по обучению выразительному и осмысленному чтению
Эта статья посвящается вопросу осуществления связи устной и письменной речи в преподавании русского языка
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.
О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях
Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.
Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации
Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.
Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений