Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Попова, Э. А. Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте / Э. А. Попова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15859/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Статья предназначена для педагогов образовательных организаций, студентов педагогических колледжей/училищ.

Ключевые слова: ребенок, детская изобразительная деятельность, дошкольный возраст, нравственные отношения

Основной целью формирования нравственных отношений ребенка-дошкольника является позитивная социализация, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В дошкольном возрасте формируются основы понимания морального выбора, отношение к окружающим и ответственное отношение к деятельности. Так, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже приобретает базовые структуры поведения и понимание нравственных отношений в целом [6].

Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие пункты: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5].

В ходе экспериментальной деятельности нами было выявлено положительно влияние детской изобразительной деятельности в формировании нравственных отношений. Детская изобразительная деятельность позволяет ребенку передать представления об окружающей действительности в форме рисунка, лепки, аппликации, где заложен личный опыт ребенка. В процессе продуктивной деятельности дети взаимодействуют с различными предметами и материалами, у ребенка формируются навыки бережного отношения к пособиям, это имеет большое значение при формировании нравственных установок в будущем [4]. Детская изобразительная деятельность тесно связана с формированием нравственных отношений ребенка. Во время занятий у ребенка формируется нравственно-волевые качества: обогащение знаний об окружающей действительности, личное отражение знаний в рисунках, лепке, аппликации, умение наблюдать за действия взрослого, помогать сверстникам, доводить работу до конца и т. д. Проявление заботы можно увидеть и при самостоятельной изобразительной деятельности — дети делятся друг с другом карандашами, красками, рисуют или конструируют друг другу «подарки»: открытки, книжки, обсуждают свои работы и что самое главное, данный процесс происходит естественно без вмешательства взрослого. Это позволяет в наблюдении зафиксировать реальные взаимоотношения в группе, и то какими мотивами руководствуется ребенок [1].

В последствии научившись организовать свое рабочее место, ребенок переходит к взаимодействию с окружающими: для этого необходимо включать работы в парах, совместное коллективное творчество. Умение согласовывать свои действия, помогать всей группе для достижения общего результата — формирует у детей основы нравственных отношений. Организованная образовательная деятельность в группе: обогащает коммуникативный опыт ребенка, формируют правильные установки при взаимодействии с окружающими (дети могут пользоваться одной банкой с водой, или одним набором красок, использовать пластилин из общего набора и т. д.) [1, 3].

Дети очень чутко реагируют на слова взрослого или сверстника: похвала может побудить ребенка к дальнейшему творчеству, тогда как негативная оценка вызовет обратный результат. Разумеется, похвалу и замечания нужно применять в педагогической деятельности систематически, учитывая при этом чувства ребенка. Оценка, данная без учета качества работы, ее содержания — обесценивает труд ребенка, так как не носит индивидуальный характер. Умение радоваться не только общим положительным результатам собственной деятельности, но и быть удовлетворенным совместной деятельностью, не выделяя в работе отдельные элементы, выполненные тем или иным ребенком [2].

В повседневной работе в данном возрасте воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями: упрямством, неорганизованность, неумением занять себя. Преодоление нежелательных качеств у ребенка требует большого терпения. Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодоления упрямства, однако он должен использоваться в тот момент, когда ребенок находиться в состоянии возбуждения. В каждом конкретном случае педагог причину неправильного поведения ребенка, старается разобраться в ней, выяснить. В процессе продуктивных видов деятельности педагог осуществляет воспитание настойчивости, благодаря которой ребенок более успешно преодолевает трудности. Воспитатель формирует у детей представления о том, как старательная работа каждого ценна и для общих результатов. Благодаря этому у ребят развивается стремление сделать хорошо, быстро и красиво. Особенно способствует развитию таких качеств постановка конкретной цели: сделать для совместной игры, для подарка малышам [2].

Таким образом, необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и нравственные чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всех известных приемов и методов обучения, следует широко использовать игровые методы и приемы. Атмосфера на занятии должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей, где воспитываем у детей нравственные чувства через изобразительную деятельность.

Литература:

  1. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст] /И. А. Лыкова. — М.: ИД Цветной мир, 2016. — 216 с.
  2. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст] /В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  3. Попова Э. А. Применение антропологического подхода к проблеме формирования нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]// Антропологические подходы к стратегиям и технологиям современного педагогического образования: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — Ставрополь: «СГПИ», 2019.
  4. Попова Э. А. Формирование нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой и продуктивных видах деятельности [Текст]// Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования Республики Башкортостан): сб. ст. по материалам всероссийс. науч.-практ. конф. — Уфа: «БГПУ им. М. Акмуллы», 2019.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.firo.ru/
  6. Шафикова, Г. Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст]: дис. доктора псих. наук: 19.00.07 / Г. Р. Шафикова. — Москва, 2014. — 533 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детская изобразительная деятельность, дошкольный возраст, окружающая действительность, отношение, совместная деятельность.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, детская изобразительная деятельность, нравственные отношения

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...