Методика развивающего обучения В. В. Воскобовича в развитии связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Методика развивающего обучения В. В. Воскобовича в развитии связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15895/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современная ситуация развития дошкольного образования показывает, что стремительно растет количество детей с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

При общем недоразвитии речи в первую очередь страдает лексико-грамматический строй речи и ее связность. Самой сложной формой речевой деятельности дошкольников является связная речь. Дети без речевой патологии достигают достаточно высокого уровня развития связной речи, а при наличии у дошкольника общего недоразвития речи её развитие требует целенаправленной коррекции. Значение связной речи в жизни детей дошкольного возраста очень велико, так как без способности четко формулировать свои мысли, ярко и последовательно рассказывать о явлениях и предметах действительности, невозможно полноценно осуществлять коммуникацию.

Поэтому педагоги МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области находятся в поиске новых форм и методов, которые помогут достичь высоких и стабильных результатов в работе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Методика развивающих игр, разработанная В. В. Воскобовичем, соответствует требованиям ФГОС ДО. В ней представлены все 5 образовательных областей. Задачи, поставленные ФГОС по каждой из области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают [2].

Так, в основе занятий с дошкольниками с ТНР по данной методике используется комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Соблюдается личностно-ориентированный подход к обучению, образовательная деятельность ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.

Внедрение в коррекционную деятельность методики развивающего обучения В. В. Воскобовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности. И это немаловажно, т. к. дети с ОНР часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость.

Технология развивающих игр В. В. Воскобовича представлена системой поэтапного включения авторских игр в деятельность дошкольника постепенного усложнения образовательного материала. Интересный игровой сюжет, элементы новизны в нем при проведении серии вариативных занятий создают благоприятную почву для развития связной речи детей с ТНР [5].

Методика развивающего обучения В.Воскобовича адаптирована нами с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность данных развивающих игр позволяет применять их с целью коррекции связной речи и формирования речевых умений детей дошкольного возраста с ТНР.

Отличительной особенностью игр В.Воскобовича можно считать их универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает его. Она вводит дошкольника в образовательную ситуацию, в которой ребенок последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты их решения.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии связной речи позволяет перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с ТНР к речевой игровой деятельности. Игра стимулирует речевую деятельность дошкольников, создает условия для развития связной речи.

В своей коррекционной деятельности, мы применяем следующие развивающие игры Воскобовича: логоформочки, квадрат Воскобовича, конструктор букв, ромашка, теремки Воскобовича, коврограф «Ларчик», «Игровизор». В логопедической группе была создана развивающая среда «Фиолетовый лес», где вместе с любопытным Малышом Гео дошкольники отправляются в путешествие по этой чудесной стране, во время путешествия узнают много нового. Путь нелёгкий, и преодолеть его помогают лесные жители [4].

Развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

  1. Игры по обучению грамоте.
  2. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
  3. Игры на развитие связной речи.

С целью развития связной речи детей с ТНР, мы предлагаем применять такие игры как: «Назови правильно». Предлагаем детям игровую ситуацию: Однажды медвежонок Мишик попадает в город разноцветных домов (Цветные квадраты располагаются на Коврографе). Даем задание: назови где находится Мишик, его местоположение между домами, составляя предложения с предлогами (перед, после, между). Игра «Необычное животное». Детям было предложено придумать имя животному и составить про него небольшой описательный рассказ по плану: Кто это? Как выглядит? Чем питается? Чем любит заниматься? И т. д. С помощью таких игр можно решать большое количество коррекционно-развивающих задач [1].

Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет применять их с целью развития связной речи детей с ТНР.

Обучение дошкольника должно быть веселым и непринужденным, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является применение разнообразных сказок. Любую игру мы сопровождаем увлекательной историей, которая помогает быстрее запомнить форму, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Сказки и игры по методике Воскобовича помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал.

Развивающие игры В. Воскобовича способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания), отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать), ребенок осваивает монологическую речь [3].

Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка — реализуется зона ближайшего развития.

Созданные условия для развития речи детей с применением развивающих игр В.Воскобовича, позволяют полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в игровой форме, как того требует ФГОС ДО. Игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и речевых способностей дошкольников.

Применяя в своей коррекционной деятельности неординарные формы и методы, мы стремимся к тому, чтобы наши дети получили определенный багаж знаний и умений, легче адаптировались в современном мире, стали самоуверенными в себе. И только увлекательная, развивающая игра может заинтересовать детей, обогатить словарный запас, сформировать связность и последовательность их высказывания.

Таким образом, методика развивающего обучения В. В. Воскобовича строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Умения и представления, которые дети получают, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать связную речь детей дошкольного возраста с ТНР.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж, 2013.

2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.

3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5

4. Харько Т. Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. — Детство-Пресс, 2012.

5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, связная речь, ребенок, связная речь детей, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, развивающее обучение, развитие, коррекционная деятельность, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Развитие уверенности в себе у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Развитие уверенности в себе у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Применение коврографа В. В. Воскобовича в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста