Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Бован Елена Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.06.2020
Статья просмотрена: 2526 раз
Библиографическое описание:
Бован, Е. Ю. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. Ю. Бован. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15906/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, игровой прием, метод, развитие речи, дидактические игры.
На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление — игровые методы педагогики, которые рассматривают подход к сказкотерапии как ведущий метод развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Сухомлинский говорил, что чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» [1].
Е. И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка» [6].
Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха» [2].
Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [4]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения.
Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников.
Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду.
Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостоящие игрушки, чтобы развивать ребёнка. Можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Наши предки использовали сказкотерапию для детей неосознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. А что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять [3].
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в характерах.
Сказкотерапия включает в себя: сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй); постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли); рассказывание сказки (групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица); куклотерапию (пальчиковые, теневые куклы, марионетки.); рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование); анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов).
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии:
Этапы работы |
Игровые приёмы |
Познавательно– аффективная ориентировка |
Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций |
Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию. |
Выражение замещающей потребности |
Для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; Для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры. |
По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Многообразие методов иприемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
– Словесная режиссерская игра;
– Пересказ от лица литературного героя;
– Словесное рисование;
– Психогимнастика;
– Метод «А что потом»;
– Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
– Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
– Метод «Придумывание кратких историй»;
– Метод «Моделирование»;
– Метод «Сказка про самого себя»;
– Метод «Перевирание сказки»;
– Метод «Бином фантазии»;
– Метод «Сказки по-новому»;
– Метод «Сказка — калька»
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
– «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
– «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку для, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Литература:
1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. — М., 1955. — Т. I, IV. — Т.1., Т.2.
2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя».... М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.
4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика — СПб., 1998.
6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005
7. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
Похожие статьи
Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...
Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста
В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...
Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии
В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие воображения дошкольников средствами сказки
В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.
Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи
В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.
Похожие статьи
Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...
Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста
В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...
Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии
В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие воображения дошкольников средствами сказки
В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.
Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи
В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.