Развитие компетенции самоменеджмента в условиях обновлённого содержания образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Алпышева, О. А. Развитие компетенции самоменеджмента в условиях обновлённого содержания образования / О. А. Алпышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15742/ (дата обращения: 15.11.2024).



Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;

Если я не командую людьми, они действуют сами;

Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;

Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой.

Лао-Цзы

Как только у детей сформируются основные психические и физиологические навыки, фраза «Я САМ!» — становится девизом их поведенческой деятельности. Их стремление к самостоятельности умиляет взрослых, радует своей естественной эволюцией взросления. Но в большинстве случаев это стремление по тем или иным причинам заглушается или не развивается взрослыми, и дети становятся полностью зависимыми от них. По мере взросления, поступления в школу, обучения в ней, самостоятельность подростков глушится чрезмерной заботой (или полным безразличием) родителей, авторитарным давлением учителей и к моменту выпуска ученика во взрослую жизнь, мы чаще всего видим растерявшуюся личность, не способную на самоопределение, что приводит к метанию между выбором предметов, типа экзамена. В конечном итоге страдает и сам ученик, его родители и, конечно же, школа: учителей обвиняют в некомпетентном обучении личности. Во избежание такого хода событий обновлённое содержание образования «следует принципу, согласно которому обучающиеся должны «научиться учиться»; стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями» [1]. В данной формулировке нас особо привлекает принцип самостоятельности. Каждый казахстанский педагог должен активно внедрять в свою деятельность целую палитру понятий, начинающихся на САМ: самоопределение, саморегуляция, самостоятельность, самореализация. Причем последнее понятие, по нашему мнению, наиболее важно.

Самореализация — это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Одним из ярких ученых, активно развивавших проблему самоактуализации, был Абрахам Гарольд Маслоу [2]. Он считал, что самореализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». Ученый признавал, что люди имеют множество различных потребностей — от «низших» — физиологических, до «высших» — потребности в личном росте, по мере удовлетворения которых человека можно назвать счастливым [3, стр.183].

«Получив искренний комплемент, я могу продержаться месяц» — говорил Марк Твен. А сколько могут и что готовы сделать наши ученики ради одобрения, оценочного поощрения со стороны взрослых? Работать, творить, созидать, познавать — то есть учиться и «находить себя». «Но найти себя невозможно, себя можно только создать». Именно в этом заключается главная задача современной казахстанской педагогики — помочь учащемуся в полной мере раскрыть свой потенциал, воспитать всесторонне развитую компетентную личность, а простыми словами, помочь ребенку обрести свое счастье. И в рамках современного образовательного процесса это можно достичь в индивидуальной работе через инновационные методы, развивая различные компетенции подростка. При этом важную роль в такой модели образования должна играть самостоятельность ребенка. «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя и сам требовать от себя», — констатировал знаменитый педагог Василий Сухомлинский.

В силу вышесказанного мы обращаемся к такому современному термину, как «самоменеджмент». Данное понятие пришло в образовательную систему из экономической сферы, но находит большой спрос среди педагогов.

Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [4, стр.2]. Несомненные плюсы развития этой компетенции у подростка заключаются в том, что:

− ученик решает, чего он хочет достичь;

− создает собственное видение успеха;

− позволяет верить, что успех придет;

− дает сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;

− позволяет доводить решение проблемы до конца;

− дает возможность публично представлять результаты;

− каждый учащийся хочет показать, на что он способен;

− детям нравится ощущать свою значимость;

− большинство учеников стремится в процессе работы приобрести новые знания;

− позволяет оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения;

− позволяет быть самому себе руководителем.

Для того чтобы образовательный самоменеджмент стал приносить какие-то положительные результаты, необходимо создать алгоритм правил и функций, которому учащийся должен следовать:

1. Постановка цели. Определение учащегося значимости и приоритетности предстоящей работы. Вне зависимости от целей (ожидаемая оценка, одобрение педагога или родителей, получение новой информации и знаний) учащийся должен точно знать к какому результату идет, и добиваться стопроцентного выполнения поставленной задачи.

2. Планирование. Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Особенно, когда речь идет о долгосрочном проекте, исследовательской работе. Важны регулярность выполнения, последовательность, фиксация результатов и сроки выполнения.

3. Принятие решений, установка приоритетов. Позволяет учащимся концентрировать свою деятельность на самых важных аспектах работы, а не «распылять» её на несущественные моменты.

4. Выполнение. Осуществление принятых решений в действие.

5. Контроль. Оценка. Впервую очередь — самооценивание, позволяющее ребенку адекватно проанализировать результат своей работы, после — суммативное или формативное оценивание со стороны общественности (учителя, класса, комиссии, жюри и др.).

Беря за основу выработанный алгоритм действий, реализовать идею самоменеджмента на уроках вполне реально при помощи круга стратегий, который каждый педагог может определять для себя сам, учитывая специфику преподаваемого предмета и индивидуальные возможности ребенка. К примеру, на уроках русского языка и литературы, где помимо формирования конкретных теоретических и практических навыков, важно диалоговое обучение, возможны такие «стратегии самоменеджмента» как:

Метод проектов, который дает возможность выявить у ребенка такие качества как дисциплинированность, логичность, умение подавать собранный материал и достойно защищать его, показывая тем самым свою заинтересованность. Несомненные плюсы этого метода — широта временных рамок — от долгосрочного до краткосрочного, а также возможности применения и реализации- от показа своей работы на уроке в своем или другом классе до защиты проекта в рамках районных, городских или республиканских («Дарын») конкурсах;

Семинар, круглый стол позволяет на равных правах высказать, обосновать свою точку зрения окружающим, не боясь показаться нелогичным, смешным. Форма семинара подходит для подведения итога изучения раздела, главы и может служить формой зачета;

Отзыв о книге или фильме также развивает самостоятельность суждений, отстаивание своей точки зрения, своего интереса;

Совместное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи. Постановка проблемного вопроса в начале урока помогает «подвести» учащихся к теме и формированию целей данного занятия, её значимости в системе ИХ индивидуального образования;

Проблемно-ориентированная дискуссия. Несмотря на то, что проведение дискуссии требует у педагога большого подготовительного этапа, умение ребят найти информацию, обработав её, правильно подать и отстоять, задействовав свою логику, воображение, доказательную базу- как результат зачастую превосходит ожидания учителя;

Имитационно-деловые игры позволяют учиться, познавать мир и себя, не замечая этого. Увлечение и интерес — вот залог успеха таких игр [5, стр.6]. Конечно, без направляющей руки педагога игра может сойти на нет, но всё же в этом методе большую роль играет спонтанность, ежеминутное воображение и действие учеников, которые раскрывают их подчас совершенно в ином свете. Играя, они познают мир, его бытовые, профессиональные аспекты.

На уроках литературы есть возможность не только для развития когнитивных способностей, нравственного развития, но и для формирования и развития творческого потенциала, ведь «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [6, стр.138]. Создание творческих работ : красочное оформление постеров, «своих» иероглифов, сочинение хокку, проектирование макетов и карт художественного пространства — всё это раскрывает творческое начало у учащихся, помогает им анализировать и сравнивать свою деятельность с другими, выявлять свои слабые стороны и устранять их;

Метод кейсов. Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического решения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания. Такой метод хорош при введении в новую тему или закреплении ;

Также важна групповая работа в классе в виде заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока. Это помогает развивать ответственность ребенка, долг перед собой и друзьями, дает возможность услышать и быть услышанным ими, принимать решение и отвечать за него.

Несомненно, этот список методической копилки учителя можно продолжать дальше, но количество не так важно в педагогическом процессе. Важно качество проведения, подачи этих приемов на уроке и, конечно, качество отдачи учащихся, которое мы измеряем в различных видах проверочных работ. Анализ передового педагогического опыта показывает, что вне зависимости от предмета и формы работы (индивидуальной, фронтальной, групповой), развитие компетенции самоменеджмента — залог успеха в воспитании современной конкурентноспособной и всесторонне развитой личности.

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо. Национальная академия образования Ы.Алтынсарина, Нур-Султан, 2019.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. — П.: Питер,2011.
  3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.
  4. Перерва П. Г. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем- Х,2009.
  5. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. -М.: Профиздат,1991.
  6. Ларри Хьелл, Даниел Зиглер. Теории личности. — Питер Пресс, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, возможность, залог успеха, начало урока, ребенок.

Похожие статьи

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Методика «перевернутого обучения» в условиях современной цифровой среды образования

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Консультирование и супервизорство как инновационные технологии в системе социальной защиты населения

Похожие статьи

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Методика «перевернутого обучения» в условиях современной цифровой среды образования

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Консультирование и супервизорство как инновационные технологии в системе социальной защиты населения