Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка
Автор: Петренко Марина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.06.2020
Статья просмотрена: 158 раз
Библиографическое описание:
Петренко, М. А. Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка / М. А. Петренко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15924/ (дата обращения: 15.11.2024).
В наше время школа остро нуждается в гуманизации отношений учеников и учителей. В последние годы отмечаются значительные изменения в личностном развитии учеников: они прагматично мыслят и действуют, чаще проявляют независимость, становятся более раскрепощенными.
Поэтому очевидно, что в обучении и воспитании школьников необходимо использование личностно ориентированного подхода. Этот подход позволяет раскрывать учебные возможности всех учащихся, и делает образовательный процесс более интересным и комфортным.
Роль педагога проявляется в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку показать себя, учитель теперь выступает в качестве координатора учебной деятельности.
Существует немалое количество современных педагогических технологий, используемых для подготовки личностно ориентированных уроков, среди которых учителя может заинтересовать методика станционного обучения. Эта методика фактически соответствует главным принципам личностно ориентированного обучения. Я считаю, эту методику одним из перспективных направлений в работе современного учителя иностранного языка.
Данная методика имеет наибольший эффект при подготовке и проведении уроков актуализации изученного материала, а также уроков контроля усвоения темы.
Методику станционного обучения можно разделить на три основных этапа:
- Этап подготовки.
- Этап проведения.
- Этап рефлексии.
Этап подготовки — самый сложный для учителя, так как требует от него много усилий. На этапе подготовки педагог подбирает учебную тему, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует добавить в урок. То, сколько станций необходимо включить в урок, полностью зависит от сложности заданий и времени на их выполнение: чем труднее задание, тем больше времени нужно на его выполнение, тем меньше станций должно быть представлено на уроке.
Станция — это специальное место в учебном кабинете (это может быть стол, на котором стоит табличка с номером и названием), здесь ученик может выполнить задание данной станции. Самым наилучшим вариантом может быть такой, когда размер кабинета позволяет расставить столы так, чтобы учащиеся, передвигаясь от станции к станции, могли бы выполнять задание, находясь на этой станции. В этом случае у каждого стола должны быть предусмотрены посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и другое оборудование, необходимое для выполнения задания. Стол учителя необходимо расположить так, чтобы все учащиеся попадали в поле его зрения.
Следует учесть, что в практике обычного школьного учителя такие возможности крайне редки. Поэтому чтобы упростить задачу, можно разместить таблички с номерами и названиями станций на одном или нескольких столах, расположив их в передней части класса у доски. В таком случае ученики будут подходить к «станции», брать карточку с заданием этой станции, возвращаться на свое место и выполнять задание. Учащиеся должны быть предупреждены, что они не могут приступать к выполнению задания следующей станции, не закончив задания предыдущей.
Маршрутная карта — это лист, на котором отмечены номера и названия станций, поля для ответов. В этот лист обучающиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на части слов, предложений или фрагменты текстов или выполняют творческие задания, которые даются на станциях. После окончания работы при самоконтроле учащиеся выставляют баллы на маршрутных листах. В левый нижний угол маршрутной карты ученики вносят сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем переводят данное число в оценку по шкале, которую разрабатывает учитель заранее.
Большое внимание надо уделять подготовке материала для станций, который должен быть занимательным и посильным для выполнения. Задания на станциях могут быть различными. К примеру, прочитать текст и выбрать правильные предложения после текста, раскрыть скобки и вставить нужную видовременную форму глагола в предложение, собрать слово из разрезанных частей, собрать предложение из слов, отгадать загадку, нарисовать то, что описано в предлагаемом тексте, решить кроссворд, вставить буквы в слова, найти антонимы и т. д. Перед уроком учитель составляет лист ответов (ключей) к заданиям на станциях, который необходим для самоконтроля учащихся. Лист ключей обучающиеся получают только тогда, когда они пройдут все станции. Ключи также можно показать при помощи проектора на экране одновременно для всего класса.
Этап проведения — это собственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Обучающиеся могут сами выбрать, работать ли им самостоятельно, в парах или в небольших группах. Если дети предпочтут работать в паре или группой (3 человека), то они получают одну маршрутную карту на группу, а если ученик идёт по станциям самостоятельно, то получает свою карту. Порядок перехода от станции к станции дети могут выбрать сами. Их ограничивает только время, которое учитель отводит для прохождения всех станций. Однако, учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только говорит ученикам, сколько времени дается на выполнение заданий всех станций. Поэтому необходимо иметь в классе часы, ориентируясь на которые, ученики сами смогут выбрать нужный темп работы.
Нельзя забывать, что английский язык — это средство общения. Поэтому учителю нужно разработать станцию, на которой учащиеся должны проявить свои речевые навыки. Например, включить в урок станцию, на которой сам учитель является партнёром ребёнка по общению, его собеседником. Именно на этой станции учитель сможет поработать индивидуально с учеником или малой группой учащихся, выявить их языковой уровень, проанализировать ошибки в речи учащихся, провести коррекцию этих ошибок.
Учителю желательно устроить и станцию релаксации, на которой задание будет несложным, ученик выполнит это задание без особого труда, а полученный результат создаст ситуацию успеха. Станция релаксации может вообще не содержать учебного задания, за которое ученик должен получить определенные баллы. На этой станции можно поместить задание, выполнив которое ученик получает небольшой приз. Например, нужно из предложенных листков с английскими буквами составить слово, и полученное слово будет обозначать название приза для ребёнка, этот приз спрятан в «Волшебной» коробке или шляпе на столе учителя. Ученик получает приз, показав составленное слово учителю.
Этап рефлексии — это самоконтроль и самооценка. Обучающиеся получают листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они проверяют свои ответы и вносят в маршрутные листы полученные ими баллы.
После этого обучающиеся получают шкалу перевода баллов в оценку. Таким образом, ребёнок проводит самооценку своего труда. Роль преподавателя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу.
С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своему уровню. Например, можно подготовить карточки разного цвета. Карточка синего цвета может обозначать задание базового уровня, выполнив которое ученик получает «3». Карточка зеленого цвета — задание среднего уровня сложности на оценку «4». А карточка желтого цвета — задание повышенного уровня, выполнив которое ученик получает «5». Школьник выбирает, какой уровень сложности ему решать. Возможно, сначала все ученики будут стараться выбрать задания на «5», но постоянная работа по станционной методике научит детей реально оценивать свои силы. Как мне кажется, методика станционного обучения универсальна в использовании, она может быть использована в преподавании любого предмета. Кроме того, эта методика успешно может быть применена во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, виртуальных путешествий и других форм внеклассной деятельности педагога.
В обучении и воспитании школьников идеальных методик быть не может. Только грамотное совмещение разнообразных технологий может дать необходимый нам результат, а именно хорошие знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития обучающихся. Отсюда следует, что методика станционного обучения наряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.
Литература:
1. Мишина В. Г. Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка./В. Г. Мишина//Английский язык. — 2010. № 8. — с.3–5.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии./Г. К. Селевко// М.: Инфра — М, 2014. — 356 с.
3. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе./И. С. Якиманская. — М.: Просвещение, 1996. — 237 с.