Проект «В музыкальном театре…» для учащихся 2 класса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «В музыкальном театре…» для учащихся 2 класса / А. В. Ходаковская, С. В. Сарина, Н. В. Воложанинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15946/ (дата обращения: 15.11.2024).



Формирование основ слушательской культуры является важным условием знакомства учащихся с окружающим миром и воспитания их музыкальной культуры. Наиболее благоприятным периодом начала освоения слушательской культуры детей (как предметно музыкального уровня их развития) является младший школьный возраст.

В основе развития музыкальной культуры лежит понимание языка музыкального искусства и владение навыками общения на этом языке. Слушательская культура трактуется педагогами ГОУ «Забайкальского краевого гимназии-интернат» как интегрированное действие, которое состоит из трех компонентов: движение, речь, музыка.

В ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат» работает талантливый коллектив учителей и воспитателей. Совместным решением было объединить работу всех педагогов в проекте «В музыкальном театре…», который является одним из разделов программы предмета «Музыка».

В результате совместной работы учителей, воспитателей, родителей и детей в ГОУ «Забайкальском краевом гимназии-интернат» успешно состоялись два спектакля: «Щелкунчик и мышиный король»- 2019 г., «Детский альбом на Новый год» — 2020 г.

Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить познавательную активность, стимулировать желание познавать музыку в своей работе мы использовали следующие методы музыкального образования:

  1. метод обучения (знакомство с музыкой П. И. Чайковского на уроках музыки);
  2. метод установления ассоциативных связей между музыкальными, литературными и зрительными образами (рисунки, костюмы, декорации, роли, персонажи);
  3. метод пластического интонирования;
  4. метод создания художественного контекста;
  5. метод музыкальной импровизации.

В процессе подготовки проекта мы столкнулись с определенными трудностями. Так, например, рассматривая героев сказки Ж. О. Гофмана, оказалось необходимым более глубокое изучение сказки «Щелкунчик» и самого балета Чайковского. Интересным стал метод погружения в тему. Вместе с ребятами педагоги вспоминали и перечитывали сказку. Слушали и смотрели фрагменты балета. Пытались рассуждать, как музыка передает чувства героев, рисует персонажи, отражает их характер. Вместе с ребятами, мы пришли к выводу, что музыка может предвосхищать события — подсказывать развитие сюжета.

В постановке спектакля за кадром звучал голос автора, а дети исполняли свои роли. В ходе сюжета спектакля обучающиеся фантазировали, веселились у елки, «вживались» в свои роли и т. д. В результате мы создали инсценировку фрагментов балета с элементами двигательной импровизации и хореографии под музыку П. И. Чайковского.

Следующий спектакль состоялся благодаря инициативе самих детей и их родителей.

Особенностью и сложностью в создании сценария «Детский альбом на Новый год» стало объединить программные пьесы цикла П. И. Чайковского со сказками Ш. Перро. Разрабатывая сценарий, решили сгруппировать пьесы в тематические блоки:

  1. Марш, танец, песня;
  2. «Путешествие по странам»;
  3. Детские игры и занятия.

Таким образом, мы обращали внимание на предметные требования. Так, например, одним из важных условий к содержанию программы по предмету «Музыка» по мнению Д. Б. Кабалевского является: «Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально — пластических композиций, исполнение вокально — хоровых произведений и импровизации».

Участники спектакля приобретают определенные навыки, умения и знания, которые связанны с содержанием музыки. Расширяются их представления о музыкальных жанрах, глубже ощущается разница в характере музыки марша, танца или песни. Происходит осмысленное отношение детей к звучащей музыке. Например, исполняя «Марш деревянных солдатиков», ребята определяют особенности маршевой музыки, вслушиваются в его темп и ритм. Исполняя «Итальянскую песенку» или «Старинную французскую», стараются пережить каждую фразу, увлекая слушателей напевностью и мелодичностью. В общей «Польке» обучающиеся должны не только синхронно двигаться в парах, но и передать характер танца — легкий и задорный.

По словам С. Н. Юдочкиной «Стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями позволяет уяснить образный и эмоциональный строй пьесы. Поэтому она лучше укладывается в сознании ребенка, нежели чисто инструментальное произведение, даже снабженное конкретным программным названием…».

Стоит отметить, что в данной театрализации мы выбрали оркестровое исполнение Детского альбома в звучании оркестра В. Спивакова. Педагогам хотелось подчеркнуть отношение композитора к детям, почувствовать семейное тепло и домашний уют. Этого мы добились в совместной коллективной деятельности взрослых и детей.

Участие в проекте оказало огромное положительное влияние на процесс воспитания детей и взрослых. Обучающиеся приобрели огромный опыт, как слушателя, так и исполнителя, эмоционально и с большим интересом участвовали в спектаклях.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что участие в музыкальных проектах позволяет учителю погрузить учащихся в многообразный мир музыки. Помогает школьникам в интересной для них форме получить первые серьезные представления о музыкальном искусстве, о его возможностях. Знакомит учащихся с лучшими образцами классической музыки и вместе с тем обеспечивает развитие предметных умений.

Основные термины (генерируются автоматически): Детский альбом, Чайковский, музыка, музыкальная культура, музыкальное искусство, ребенок.