Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей
Автор: Андронова Ольга Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 21.06.2020
Статья просмотрена: 233 раза
Библиографическое описание:
Андронова, О. В. Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей / О. В. Андронова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15949/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Ключевые слова: ребёнок раннего возраста, недоразвитие речи, логопедическое обследование, формирование речи, родители, просветительская работа.
Важнейшая характеристика созревания человека — это формирование у него речи. Этот процесс происходит по-разному и зависит от многих факторов. Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. А если по каким — то причинам имитация или языковая деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем, у ребёнка отмечается недоразвитие речи в разной степени.
Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни — это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: внутренних и внешних. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке моторного и психо — речевого развития ребёнка в целом.
Дети, имеющие в анамнезе такие неблагоприятные факторы, как внутриутробная патология (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности), повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), наследственные факторы (хромосомные нарушения и генные изменения), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови, относятся к группе риска. Так как такая патология приводит к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга (ММД), для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность. Поэтому, преодоление задержки темпов речевого развития органического характера, значительно затруднена, и требует специально организованной коррекционной работы. В этом случае ранняя диагностика и коррекция оказывается наиболее эффективной.
Как пример можно привести такое речевое нарушение, как стёртая дизартрия. Она встречается в логопедической практике довольно часто. Стёртая дизартрия может наблюдаться у детей, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе постнатальную энцефалопатию (ПЭП) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения ребёнка. В этом случаи, стёртая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (ММД).
Для стёртой дизартрии характерны фонетико — фонематические нарушения, нарушения просодики, нарушения лексико — грамматических компонентов речи, а также нарушение артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук.
Дети, имеющие такое речевое нарушение, часто обращаются на консультацию к логопеду после четырёх, а то и пяти лет. Так как несмотря на то, что такие дети в первый год жизни находятся под наблюдением невролога с диагнозом ПЭП, после одного года у большинства этих детей не наблюдается проблем со здоровьем. Особенно если у ребёнка нет явных двигательных расстройств. И невролог их больше не наблюдает. Он считается здоровым. Такого ребёнка ни невролог, ни педиатр не направляют к логопеду на консультацию. Только когда родители начинают беспокоиться по поводу нечёткости звукопроизношения речи у ребёнка, отсутствия хорошей модуляции голоса, моторной неловкости рук, иногда жалуются на значительную саливацию у ребёнка, только тогда они приводят его на консультацию к логопеду.
Как мы знаем, мозг ребёнка раннего возраста обладает значительной пластичностью и достаточными компенсаторными резервами. И было бы правильным, если бы такой ребёнок был направлен на обследование к логопеду ещё в возрасте до одного года. Тогда, на основании его анамнеза, изучения медицинских исследований, своего логопедического обследования, специалист, оценив возможные риски появления у ребёнка речевого недоразвития, дал бы рекомендации родителям по формированию предпосылок развития речи их ребёнка, ответил на интересующие их вопросы. А главное мотивировал родителей на дальнейшее сотрудничество со специалистами. Так как только совместные усилия врачей, дефектологов и родителей может максимально смягчить последствия поражения головного мозга и развития в дальнейшем негативных проявлений при формировании речевой функции. Поэтому, считается целесообразным, проведение раннего логопедического обследования детей, имеющих в анамнезе органические повреждения головного мозга.
К внешним условиям, неблагоприятно влияющим на речевое развитие ребёнка, следует отнести:
– отсутствие эмоционально-положительного окружения.
– нервно-психическое здоровье семьи;
– индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность);
– недостаточное внимание к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. В этих случаях у ребёнка не формируется мотивация речевого общения.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания ребёнка, даёт достаточно быструю динамику и практически полную коррекцию всех компонентов речи. Другими словами, чем раньше организовать правильное речевое окружение ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего речевого и личностного развития. И логопед может помочь в этом родителям. Он расскажет, как организовать эту речевую среду для ребёнка, подскажет, как правильно установить эмоциональное общение родителей с ребёнком.
Поэтому очень важно вести просветительскую работу среди родителей детей раннего возраста. В детских поликлиниках обязательно нужно размещать информационные стенды для родителей, на которых размещена информация о предпосылках формирования речевой функции у детей с 0 до 6 месяцев, о динамике формирования речи у детей с 6 месяцев до 1,5 лет и основных этапах развития речи с 1,5 до 6 лет. А также экспресс-тест с указанием признаков неблагополучного развития речи у ребёнка от 1 года до 3 лет. Чтобы родители детей могли ознакомиться с этой информацией, сравнить свои наблюдения за ребёнком. Так же смогли самостоятельно определить: развивается речь их ребёнка с задержкой и им срочно нужно обратиться к специалистам, в частности к логопеду, или речь их ребёнка развивается благополучно. Так как у родителей нередко бытует мнение, о том, что невнятная речь ещё маленького ребёнка со временем пройдёт сама собой. Но как показывает практика, к сожалению, этого не случается. Если, прочитав экспресс-тест, родители определят, что у их ребёнка нет предпосылок к недоразвитию речи, но они хотели бы получить консультацию у логопеда, провести обследование своего ребёнка, то им нужно дать такую возможность. Логопед проведёт обследование и подскажет родителям, на что нужно обратить внимание при формировании речи их ребёнка. Рассказать им о различных приёмах и методиках позволяющих преодолевать негативные проявления в формировании речи ребёнка.
Для специалиста важно, динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности ребёнка в процессе неоднократного обследования. Осуществляя такое наблюдение за ребёнком в динамике, логопед, более точно и своевременно сможет сориентировать родителей в нужном направлении. При последующих посещениях важно акцентировать внимание родителей на положительные изменения в речевом развитии их ребёнка, под влиянием совместных усилий логопеда и самих родителей.
Как показывает практика в тех учреждениях, где ведётся активная просветительская работа логопедов среди родителей, при поддержке педиатров и невропатологов, родители охотно приводят своих детей на логопедическое обследование, уже начиная с одного года. Они активно интересуются, как можно развивать речь ребёнка, начиная с раннего возраста. Так же интересуются литературой, которую можно прочитать и узнать о раннем психо — речевом развитии детей, в какие развивающие игры можно играть с ребёнком.
Подводя итог вышеизложенному, видно, что логопедическое обследование детей, начиная с раннего возраста и своевременная просветительская работа с родителями детей, не теряет своей актуальности. И является наиболее эффективной формой преодоления речевых нарушений у детей.
Литература:
- Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2007.
- Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
Ключевые слова
родители, формирование речи, ребёнок раннего возраста, недоразвитие речи, логопедическое обследование, просветительская работаПохожие статьи
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения
В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.
Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...
Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Специфика социальной работы с трудными подростками
В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...
Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...
Похожие статьи
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения
В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.
Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...
Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Специфика социальной работы с трудными подростками
В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...
Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...