Формирование элементов самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 24.06.2020

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Лисьих, Л. В. Формирование элементов самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности / Л. В. Лисьих. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15951/ (дата обращения: 19.12.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Одним из условий реализации программы является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, т. е. умения учиться, что создает основу для самостоятельного успешного освоения необходимых компетенций, видов и способов деятельности, знаний и умений.

В процессе овладения универсальными учебными действиями большое значение имеет развитие у школьников действия самоконтроля.

Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) F важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Между тем, наблюдения показывают, что у многих учеников, приходящих в начальную школу и обучающихся в ней, низкая способность к самоконтролю и самоорганизации. Поэтому проблема формирования элементов самоконтроля является одной из важных в процессе развития и совершенствования учебной деятельности младших школьников

Приемы проведения самоконтроля ученики начальной школы усваивают с трудом, т. к. они ещё не владеют достаточным объемом знаний, умений и способами их усвоения; большую часть учебных заданий они выполняют под руководством педагога.

Чтобы работа по формирование элементов самоконтроля была эффективной, прежде всего нужно убедить обучающихся в необходимости самоконтроля и показать, как поступать в том случае, если при проведении его выясняется, что полученный ответ, например, при решении задачи, не удовлетворяет её условию.

Систематизировать работу можно следующим образом:

  1. Создать потребность в самоконтроле. Подобрать ситуации, в которых обучающиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
  2. Предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа в которых выясняется только в результате проверки.
  3. Сообщать обучающимся способ проверки выполненного задания. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
  4. Во время анализа письменных работ сначала предлагать рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение
  5. Иногда преднамеренно допускать ошибки на доске.
  6. В тех темах, в которых возможно, проводить наблюдение и практические работы по предмету изучения.
  7. Предлагать обучающимся самим оценивать свою классную или самостоятельную работу. Это повысит ответственность ученика за неё выполнение и способствует воспитанию умения и привычки к самоконтролю.
  8. Предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.

Степень или мира обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для изучения полноценного умственного действия. Поэтому обучение самоконтролю нужно начинать в дочисловом (на уроках математики) и в добукварном (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:

  1. Проверь, правильно ли срисован или заштрихован узор. Правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске.
  2. Найди такую же картинку.
  3. Что неправильно нарисовано на картинке?

Позднее включать в работу задания с цифрами и буквами:

  1. Проверь, одинаковые ли цифры(буквы) вычеркнуты на картинке и на образце.
  2. Найди цифру(букву)-образец среди многих изображённых в беспорядке.

Упражнения, которые больше подходят для развития внимания учеников, тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т. к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Например, на уроках математики:

− предлагать готовые решения какой-либо математической задачи, но оно является неправильным, а ошибки предложить обнаружить ученикам;

− приводить неполное решение задачи, а ученикам предложить завершить его;

− предлагать решения задачи содержащие принципиальные проблемы, которые необходимо найти ученикам.

Одним из продуктивных приемов формирования самоконтроля является математический диктант.

В практической деятельности целесообразно использовать 5 (при оценивании по пятибалльной шкале) заданий — это дает возможность для самостоятельной оценки диктантов обучающимися: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий. Для работы ученикам выдается двойной лист с копиркой между листами. Как только диктант заканчивается школьники по команде вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые заметки, связанные с решением заданий, т. к. в зачёт идут только записи, имеющиеся на обеих листах, а второй лист является копией первого. Затем обучающимся предлагается образец. Ученики сравнивают свои записи с образцом и на втором листе исправляют ошибки, записывают решения невыполненных заданий и так далее. В случае необходимости работа над ошибками может завершаться взаимопроверкой или самооценкой на втором листе. Двойные листы (не разрывая) обучающиеся сдают учителю.

Проведение математических диктантов по рассмотренной методике дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля обучающихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности, от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Это подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля, овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля, овладение способами решения интеллектуальных задач, организацию упражнений для обучающихся по овладению указанными приемами..

Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.

Упражнения для развития навыка самоконтроля у учеников.

Игра «Лесенка»

Каждой паре даётся карточка с примерами, которые составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ вписывается на соответствующей ступеньке. Каждый обучающийся может себя проконтролировать, записывая ответ примера на каждой ступеньке. Школьники контролируют себя по порядку ли они идут.

Игра «Число контролёр»

Ученики получают карточки с примерами:2–1, 3–1, 0+3, 9–9, 1+1,7–7, 5–3, решив данные примеры, обучающиеся могут себя контролировать: сумма всех ответов равна 10.

Упражнение «Исправь ошибки»

Учащихся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки ученики не только подчеркнули, но и исправили.

Приём «Проверка-сверка»

Во время чистописания, после написания букв (цифр) школьники сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зелёной точкой самую удачную букву (цифру).

Опираясь на принципы научности, системности, гуманизации образования и используя на уроках личностно-ориентированный подход, реализуется возможность каждого ученика быть успешным. Методы дифференцированного и проблемного обучения, применяемые в образовательном процессе, способствуют развитию практического мышления школьников, формируется умение планировать, контролировать, оценивать свою деятельность

Полученные результаты подтверждают, что после целенаправленной работы с обучающимися происходят изменения и формируется модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образование и науки Российской Федерации. — Москва, Просвещение, 2018
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — Москва, Просвещение, 2011
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. — Москва, Просвещение, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, ученик, ошибка, полученный ответ, работа, учебная деятельность, задание, начальная школа, решение задачи, урок математики.

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование действия самоконтроля младших школьников

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование действия самоконтроля младших школьников

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности