Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа на уроках методики
Автор: Тайлакова Екатерина Витальевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 26.06.2020
Статья просмотрена: 243 раза
Библиографическое описание:
Тайлакова, Е. В. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа на уроках методики / Е. В. Тайлакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15955/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: ИКТ, ИКТ-компетентность, дистанционное обучение.
В рамках современной образовательной парадигмы уже давно не актуален вопрос о формировании только лишь знаний, умений и навыков обучающихся. Конечно, никто не отрицает, что знания, умения и навыки формировать нужно, но этого недостаточно. Современный мир очень быстро изменяется. Меняются знания, меняются требования к умениям и навыкам, необходимым для реализации себя в профессиональной деятельности. Поэтому сейчас образование на всех ступенях переориентируется на обучение «умению учиться».
Несмотря на то, что новые образовательные стандарты приняты довольно давно, система образования с трудом перестраивается в новый формат. Довольно сложно перестраиваться, в том числе, и педагогическим колледжам, где преподаватели не только сами должны работать в новом формате формирования компетенций у студентов, но и учить своих студентов работать по-новому.
Студенты педагогических колледжей — это будущие учителя. В своей будущей профессиональной деятельности они должны будут уметь реализовывать все требования стандартов, владеть эффективными технологиями обучения и уметь адаптироваться в быстро изменяющейся реальности современного мира и педагогики.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» основывается на принципе: «…свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…» [2]
Однако, до конца нерешенным остается вопрос индивидуализации обучения. Известно, что недостатком классно-урочной системы, существующей в Российском образовании, является именно сложность организации индивидуального подхода к обучающимся. И, если даже у опытных педагогов возникают сложности, то они неминуемо возникают у молодых специалистов, недавних выпускников колледжа.
Конечно, ориентация на личность в педагогике — не новая идея. Личностно-ориентированное обучение, гуманная педагогика, педагогика сотрудничества и т. д. — вот только несколько вариантов. Но вопрос о том, как интегрировать подобные педагогические идеи в образовательный процесс в современных условиях, остается открытым. В разных странах он решается по-разному. Но, пожалуй, не следует отрицать тот факт, что большим подспорьем в решении данного вопроса в настоящее время стали цифровые технологии.
Непростая ситуация во всем мире в связи с пандемией, показала, что цифровое пространство, в которое вынуждены были перейти работать многие, в том числе и учителя, дает довольно большую палитру возможностей по самообразованию. Но также выяснилось, что не только в России, но и в зарубежных странах, многие учителя испытываю большие сложности с переходом на дистанционное обучение.
Поэтому необходимо целенаправленно обучать студентов педагогического колледжа применять в своей будущей профессиональной деятельности цифровые технологии. Конечно, в колледжах есть уроки информатики, где студентов обучают использованию различных программ. Но часто оказывается, что студенты затрудняются в применении своих знаний на практике. И трудности возникают не с технической стороны, а с методической: создавая материал для занятий в школе (презентации, тесты и т. д.), они испытывают трудности в отборе материала, в его презентации, не учитывают специфику дистанционного обучения, когда нет возможности непосредственно получать консультацию учителя.
В статье Лыковой И. В. приводится определение: «ИКТ — компетенция является сложным и многоуровневым понятием, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым компетенциям учащихся». [1]
Необходимо на уроках методики преподавания уделять внимание формированию таких умений, как: умение производить отбор содержания дидактического средства не только с учетом методических задач, но и в соответствии со спецификой его цифрового представления; умение конструировать учебные задания по определенной теме в соответствии с уровнями усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение; умение разрабатывать уровневые учебные задания, обеспечивающие усвоение конкретной темы по учебному предмету; умение подготавливать инструментария для обеспечения усвоения материала по теме урока в условиях дистанционного обучения (подбор заданий тренировочного и контролирующего характера на разных образовательных платформах, составление инструкций для родителей).
Следует отметить, что данные умения согласуются с конкурсными заданиями WorldSkills Russia в 2020 году (проводится в дистанционном формате). И именно эти умения оказались востребованными во время перехода на дистанционное обучение во время пандемии.
Конечно, всеобщее дистанционное обучение — это лишь временная мера. Но после возвращения к привычным для учеников и учителей занятиям все эти цифровые инструменты можно использовать параллельно с традиционным способом обучения, что позволит придать большую индивидуализацию, подстроить материал под потребности каждого ученика. Во многом это связано с тем, что выполнение заданий или изучение материала, представленного в цифровом формате, ученик может осуществлять в удобное время и в удобном темпе. Также ученики, по тем или иным причинам не могущие посещать занятия в школе, могут изучать материал самостоятельно.
Рассмотрим кратко некоторые инструменты, которые полезно изучать со студентами на уроках методики преподавания математики в начальной школе.
Одним из удобных и простых в освоении является LearningApps –онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Студенты создают в данном сервисе различные упражнения, которые можно использовать на разных этапах в соответствии с уровнями усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение. Сервис предоставляет довольно много вариантов заданий, позволяющих легко и быстро конструировать нужные учителю. На сервисе возможно создание и использование 20 видов интерактивных упражнений. Так же возможно выбирать задания из уже имеющихся. Но следует помнить, что данные задания разрабатываются учителями и не проходят проверку на корректность и т. п. Необходимо научить студентов отбирать корректные задания в соответствии с целью урока.
Основные сложности у студентов при создании учебных заданий в данном сервисе обычно связаны с написанием инструкций по выполнению. Часто в заданиях, где необходимо вводить ответ, они не представляют образец, а сами ответы оказываются излишне развернутыми для правильного ввода детьми. Только выполняя задания друг друга, когда каждый побудет в роли ученика, студенты начинают видеть недочеты.
Особенности сервиса таковы, что для реальной дистанционной проверки знаний учащихся использовать упражнения затруднительно. Но их можно использовать на уроках при наличии интерактивных досок, а также для самопроверки учащихся дома.
Так же студенты учатся использовать интерактивную доску и соответствующее программное обеспечение.
Программный продукт SMART Notebook может быть быстро освоен студентами на уроках информатики, и на уроках методики следует уделять внимание уже специфике предмета. У SMART Notebook довольно простая интеграция с офисными приложениями — чертежи можно переносить для дальнейшего использования в текстовые редакторы, поддерживающие работу с изображениями, и в графические редакторы.
При проведении фрагментов урока на занятиях студенты в обязательном порядке используют интерактивную доску, таким образом обретая уверенность в использовании этого инструмента.
Наиболее часто встречающимся инструментом в настоящее время является презентация. Для создания презентаций можно использовать различные приложения, например, Microsoft PowerPoint и Google Презентации. Конечно, требования к презентации, как дополнительному средству визуализации на уроке, и к презентации, как средству дистанционного обучения, когда ученик осваивает материал самостоятельно или с родителями, отличаются. И именно на эти различия следует обращать внимание студентов при выполнении задания. Понятно, что презентация для самостоятельного изучения должна быть подробной, содержать инструкцию, а для младших классов аудио сопровождение просто обязательно.
Можно отметить, что студенты в большинстве своем любят использовать средства ИКТ, что повышает их мотивацию. Здесь перечислена лишь небольшая доля средств, обучению использованию которых можно и нужно уделять внимание на уроках методики.
Литература:
- Лыкова, И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) / И. В. Лыкова. // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1016–1018.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Похожие статьи
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Организация проектной деятельности студентов колледжа на основе системы электронного обучения
Проектная деятельность студентов колледжа на учебных занятиях и методика ее организации через систему электронного обучения.
Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom
В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Похожие статьи
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Организация проектной деятельности студентов колледжа на основе системы электронного обучения
Проектная деятельность студентов колледжа на учебных занятиях и методика ее организации через систему электронного обучения.
Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom
В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.