Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Авторы: Клемешова Нина Сергеевна, Иванникова Ольга Тимофеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2020
Статья просмотрена: 677 раз
Библиографическое описание:
Клемешова, Н. С. Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15966/ (дата обращения: 15.11.2024).
Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. Из-за незнания фактов войны, всей её жестокости многие из нас не могут понять, зачем до сих пор нужно помнить те страшные дни, зачем нужно скорбеть о потерях. И пока ещё есть в живых те, кто помнит о далеких кровопролитных годах, мы должны узнать от них всё, что поможет нам восстановить события того далекого времени и сохранить все это в нашей памяти и для истории. Это особенно актуально в наши дни, когда пытаются переписать историю, исказить неоспоримые факты, утрачивается чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно поэтому, считаем тему проекта актуальной и значимой . Необходимо чтобы дети прониклись этим, не пассивно воспринимали информацию из книг, учебников, средств массовой информации, а добывали ее сами из уст ещё живущих очевидцев, родственников тех, кто избавил нас от этих ужасов и позволил жить спокойно. Удивительная вещь — человеческая память. Мы долго помним хорошее и быстро забываем плохое, но есть вещи, о которых забывать нельзя.
В свете сегодняшних событий эта работа приобретает особый смысл. Воспитывать любовь к родине, гордость за страну нужно с самого детства. Поэтому, начиная с самого первого класса, работаем по проекту «Об этом забывать нельзя!».
Проблемы исследования: о чень важны воспоминания о былом, священном далеком прошлом. Дорога памяти уже почти в 75 мирных лет отделяет нас от победного 1945 года. Ежегодно в школе проводятся мероприятии, посвященные главному празднику Дню Победы, классные часы, экскурсии по местам боевой славы. Самыми главными гостями на мероприятиях являются, конечно же, ветераны ВО войны и их воспоминания. Но, как уже говорилось, человеческая память не вечна, нужно чтобы эти знания были зафиксированы, а что особенно важно — детьми. Поэтому, конечным результатом работы стало создание книги памяти.
Новизна исследования состоит в том, что именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.
Практическая значимость проекта заключается в том, что дети воочию могут соприкоснуться с воспоминаниями ещё оставшихся свидетелей, а учителя могут использовать план для организации работы по патриотическому воспитанию.
Проект «Об этом забывать нельзя…» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 года».
Цель работы состоит в том, чтобы мы и будущие поколения России, поняли, что воины, живые и погибшие, кровью и жизнью завоевали для нас и грядущих поколений Победу, увековечивании в памяти подрастающего поколения подвига наших земляков в годы ВО войны.
Задачи:
– расширить свои знания о ВОВ, изучить литературу по данной теме;
– привлечь внимание молодого поколения к изучению истории страны;
– в результате исследований помочь проникнуться патриотизмом и чувством гордости за наших земляков, вставших на защиту Родины;
– исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности;
– встретиться с семьями участников и свидетелей ВОВ, узнать о родственниках — участниках войны, записать воспоминания и создать книгу памяти;
– подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
Методы работы
– интервью;
– исследовательский метод;
– описательный метод.
Направления деятельности
– историко-краеведческое
– духовно- нравственное
– гражданско-патриотическое
– героико-патриотическое
Планирование работы. Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2016 года по 30 мая 2020 года
Название этапа, сроки проведения |
Цели и задачи |
I этап Подготовительный Сентябрь 2016г. |
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап Внедрение октябрь 2016-апрель 2020г. |
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективными формами и методами воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Провести мероприятия, способствующие формированию патриотического воспитания. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. |
III этап Отслеживание и анализ результатов Май 2020г. |
Цель : анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
– создание «Книги памяти»;
– развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе;
– формирование у школьников готовности к защите Родины;
– воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;
– активизация творческого потенциала школьников;
– развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;
– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
– повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
– приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
– вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
– внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки;
– мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины;
– коллективные творческие дела;
– возложение венков к памятнику погибшим в годы войны;
– спортивные состязания;
– встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
– взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;
– экскурсии;
– презентации;
– изучение истории и культуры родного края.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
– сформированность гражданских навыков;
– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям :
– патриотизм и любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– знание символики Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;
– гражданственность.
Количественные параметры:
– включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
– качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
– участие в поисково-исследовательской работе;
– участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
– количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
– участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей;
– участие в мероприятиях, в спортивных играх.
Итак, великая история, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится ее неотъемлемой частью. А связь поколений — это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщенности. Семейные рассказы — настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие. Поэтому сохранение в памяти событий, которые были — важно для всех поколений…
В ходе 3 лет реализации проекта повысилась активность учащихся, дети больше узнали о ВОВ, собрали информацию о родственниках, участвовавших в военных действиях, и оформили книгу памяти. Курочкин Алексей провёл большую исследовательскую работу о двоюродном прадедушке Кравченко И. А., в которой принял участие весь класс. Материалы исследований дополнили архив музея посёлка Вейделевка и базу данных Кубраковской школы. Алексей узнал ранее неизвестные факты о жизни Кравченко до войны, выяснил, что все партизаны жили на одной улице и внёс предложение в администрацию муниципального поселения переименовать название улицы «Свобода» на «Партизанскую». Предложение одобрили и приняли в проект.
В результате частичного прохождения этапов были получены интересные данные, и работа над темой исследования будет продолжена по методике, отработанной Курочкиным А. В четвёртом классе, на заключительном этапе дети дополнят «Книгу памяти» и исследуют партизанское движение в городе Валуйки (о жизни Махортовой). Несмотря на незавершенность проекта, результаты уже видны. Заинтересованность не только детей, но и родителей предполагает дальнейшую работу над проектом всех учащихся класса.
Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки, достойный пример граждан, а мужество и героизм 1941–1945 годов — наилучший пример для всех времён и народов, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, без чего невозможно счастливое будущее нашей Родины- России.
Литература:
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова — СПб: КАРО, 2004. — 224 с.
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.- № 5. -2007.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1–4 классы. М.: «ВАКО», 2004. — 240с.