Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15981/ (дата обращения: 15.11.2024).



Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.

Пояснительная записка

Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:

краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;

Задачи курса:

образовательные:

− формирование умений и навыков решения генетических задач;

− отработка навыков применения генетических законов;

− обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

− удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

− развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

− воспитание и формирование здорового образа жизни.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

− —основные понятия, термины и законы генетики;

− —генетическую символику.

Учащиеся должны уметь:

− правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

− решать типичные задачи;

− логически рассуждать и обосновывать выводы.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

− расширить знания об основных генетических законах;

− овладеть специальной генетической терминологией;

− научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

− уметь применять различные генетические законы при решении задач:

− уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

− уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Календарно- тематическое планирование

34 часа

Тема занятия

Количество часов

Формы деятельности уч-ся.

Формы контроля

теория

практикум

  1. Введение (3 часа)

1.

Методы генетики.

1

2.

Генетические термины и символы.

Заполнение кроссворда «Генетические термины»

1

1

  1. Моногибридное скрещивание (5 часов)

3.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании

Закон единообразия гибридов первого поколения

— Закон расщепления признаков

— Цитологические основы моногибридного скрещивания.

— Полное и неполное доминирование.

— Летальные гены

— Анализирующее скрещивание

2

4.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

2

5.

Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание

(4 варианта)

1

  1. Дигибридное скрещивание (4 часа)

6.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании

1

7.

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

2

8.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание

(4 варианта)

1

  1. Решение задач на наследование групп крови (2 часа)

9.

Актуализация знаний по теме, решение задач.

2

  1. Сцепленное наследование генов (5 часов)

10.

Закономерности сцепленного наследования.

— Закон Моргана.

— Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности.

2

11.

Решение задач на сцепленное наследование.

3

  1. Наследование, сцепленное с полом (4 часа)

12.

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

1

13.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

3

  1. Взаимодействие неаллельных генов (6 часов)

14.

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

2

15.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

4

  1. Итоговое занятие (3 часа)

16.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

2

17.

Решение занимательных задач

1

  1. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

Литература для учащихся.

  1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.
  2. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.
  3. Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.
  4. 5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.

Примеры задач итогового занятия элективного курса «Генетика»

Задача 1.

У разводимых в неволе лисиц доминантный ген вызывает появление платиновой окраски, а в гомозиготном состоянии обладает летальным действием (гибнут эмбрионы). Рецессивный аллель определяет серебристо-серую окраску. Скрещивали платиновых лисиц между собой и получили 72 потомка.

  1. Сколько типов гамет образуется у платиновой лисицы?
  2. Сколько животных погибло в эмбриональном состоянии?
  3. Сколько разных жизнеспособных генотипов образуется при таком скрещивании?
  4. Сколько родилось серебристо-серых лисят?
  5. Сколько родилось платиновых лисят?

Задача 2.

У человека серповидноклеточная анемия наследуется как признак неполностью доминантный. У доминантных гомозигот развивается сильная анемия, приводящая к смерти, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, поэтому люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии.

  1. Сколько типов гамет образуется у каждого супруга?
  2. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?
  3. Какова вероятность рождения ребенка с тяжелой формой анемии?
  4. Какова вероятность рождения ребенка, устойчивого к малярии?
  5. Какова вероятность рождения ребенка, чувствительного к малярии?

Литература:

  1. Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  2. Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.
  3. «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010
  4. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.
  5. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.
  6. http://www.gnpbu.ru/ web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  7. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, задача, моногибридное скрещивание, час, вероятность рождения ребенка, сцепленное наследование, Алгоритм решения, итоговое занятие, серповидноклеточная анемия, тестовый контроль.

Похожие статьи

Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику»

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач»

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год)

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект урока по физике в 9 классе по теме «Повторение и обобщение курса физики 9 класса»

Похожие статьи

Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику»

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач»

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год)

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект урока по физике в 9 классе по теме «Повторение и обобщение курса физики 9 класса»