Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС
Автор: Аксенова Кира Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2020
Статья просмотрена: 732 раза
Библиографическое описание:
Аксенова, К. Н. Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС / К. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/15988/ (дата обращения: 15.11.2024).
УМК: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс».
Тема: Слово и его лексическое значение.
Тип урок а: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами парной работы.
Результаты:
Предметные:
Сформировать представление о слове как предмете изучения лексики;
научить различать лексическое и грамматическое значение слова;
понимать слово как их единство;
объяснять языковые явления.
Метапредметные:
- Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
- Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык различения лексического и грамматического значений слова;
- Развивать коммуникативную компетенцию: навыки парного взаимодействия.
- Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.
- Развивать творческие способности учащихся.
Личностные:
1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе текстов русских авторов.
Формируемые УУД |
||||
Личностные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Регулятивные |
|
устойчивый познавательный интерес к русскому языку патриотизм |
общения
|
видами аудирования,
переработку текста (опорные слова, схема)
|
|
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
проводить наблюдение под руководством учителя; •осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов •давать определение понятиям; •устанавливать причинно-следственные связи |
Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку Воспитание патриотизма |
Оборудование:
− мультимедийная презентация
− «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова
− учебник
− «Рабочая тетрадь»
Этап урока |
Форма работы |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. |
Беседа |
Сформулируйте цель урока, исходя из того, что вы знаете о лексике. Используйте опорные слова: углубить расширить повторить совершенствовать |
Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу Сегодня мы продолжим углублять наши знания о том, что слово — одна из единиц языка. ?-Почему оно — одна из главных единиц? ?-Почему так богат словарный состав любого языка? |
Настраиваются на плодотворную работу |
Регулятивные |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности |
Словарная работа |
См...шной, пощ...дить, г...р...зонт, д...ждливый, радос...ный, ужас(?)ный, тр...пинка, малюс...нькие, пр...громыхали, д...лекий, б...гроветь, со...нце, к...рабль. |
Вставить пропущенные буквы, распределить слова по столбикам(предмет, действие, признак), объяснить свои действия. |
Проверяют в парах, |
Познавательные, коммуникативные |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Компетентностно- ориентированное задание. Работа с текстом |
Слайд № 4 мультимедийной презентации, работа с диалогом в учебнике на стр. 149. |
Организует беседу, консультирует учащихся |
Выполняют задания к слайду, соотносят его с информацией в учебнике. |
Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; — подведение под понятие) Коммуникативные |
Работа с кластером |
Объясняют, по какому принципу составлен кластер, разбирают слова, входящие в него, по составу, определяют морфологические категории, составляют словосочетания и предложения. |
Организует беседу, консультирует учащихся |
Делают записи в тетрадях по результатам беседы. |
Регулятивные |
|
Работа по теме урока |
Работа в паре — анализ текста |
Упр. 326, ответить на вопросы, данные к упражнению. |
Консультирует пары учащихся |
- устно отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения |
Коммуникативные Познавательные (анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; — самостоятельное создание алгоритмов деятельности; — доказательство) |
Отчёт одной из пар |
Проверяет правильность выполнения |
Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание |
Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
||
Работа по теме |
Анализ текста |
Учебник стр. 150 |
Организует беседу. |
Слушают, дополняют. |
Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Физминутка |
Алмазный — сделанный из алмаза. Алмазный — прил., м.р., ед. ч; Бежать — быстро передвигаться с помощью ног. Бежать — гл., нфг, несов. Вид; Кабинет — служебное помещение. Кабинет — сущ., м.р., ед. ч. |
Чтобы немного передохнуть, проведем физминутку. Я называю слова, вы встаете, если слышите его лексическое значение, садитесь, если грамматическое. |
Выполняют физминутку. |
Регулятивные Познавательные |
|
Закрепление знаний |
Знакомство с устройством словарной статьи, работа со словарем |
Слайд № 8, упр. 328, 329 |
Организует работу в парах, консультирует |
Выполняют указанные виды работы |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Закрепление знаний |
Работа с текстом, лексический диктант |
Слайд № 9,10, упр.330(анализ текста по заданиям к упр.) 1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.(айсберг) 2. Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей. (пылесос) 3. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах.(бакен) |
По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом. |
Выполняют указанные виды работ |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Проектное задание |
Мини-проект «Важность понимания лексического значения слова» |
Работа в 5 группах, работа со словарем и слайдом № 11. Найти в толковом словаре значение слова знаменательный, составить и записать предложение с этим словом. То же самое со словом знаменитый . Выбрать нужное слово, записать предложение, объяснить постановку тире: День Победы 9 мая — (знаменитая, знаменательная) дата в жизни нашей страны. Работа со слайдом: составить словосочетания с паронимами, объяснить свою точку зрения. |
Сопровождает и контролирует мини-проект. В конце проекта учитель подводит итог: «Почему важно понимать лексическое значение слова». |
Обсуждают в группе, объясняют свою точку зрения. Защищают проект. Доказывают, что для правильного понимания фразы необходимо знать точное лексическое значение слова. |
Коммуникативные Познавательные Личностные |
V. Подведение итогов, рефлексия |
Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я узнал(а)... Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Зачем мне это надо знать? Как я оцениваю свою работу на уроке? |
Организует работу |
Делают вывод о том, что такое лексическое и грамматическое значение слова, чем они отличаются. Слово — это единство двух значений. |
Регулятивные — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью — формулирование и аргументация своего мнения. Личностные — адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
|
VI. Домашнее задание |
&64, упр. 335 |
Литература:
- Аванесов Р. И., Ожегов С. И. Русский орфографический словарь: около 180000 слов/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова/ О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. Ред.), И. В. Нечаева, Л. Н. Гельцова. — 2-е изд., испр. и доп., М, 2004
- Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс». — 2-е изд., перераб., М: ВАКО. 2014
- Учебник «Русский язык 5 класс». Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М. Просвещение, 2014