Организация образовательного процесса в дистанционном режиме обучения
Автор: Булыгина Наталья Алексеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.08.2020
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Булыгина, Н. А. Организация образовательного процесса в дистанционном режиме обучения / Н. А. Булыгина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16004/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье описывается организация процесса обучения в дистанционном режиме в течение 4 четверти 2020 года в МБОУ СОШ № 1 г. Сургута. Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: дистанционные технологии, дистанционное обучение, обучение в дистанционном режиме.
This article describes the organization of distance learning during the 4th quarter of 2020 in MBEIS School No. 1 Surgut's. Distance learning technology (educational process) at the present stage is a set of methods and means of teaching and administration of educational procedures that ensure the conduct of the educational process at a distance based on the use of modern information and telecommunications technologies.
Keywords: distance technologies, distance learning, distance learning.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Необходимая часть системы дистанционного обучения — самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и электронными учебниками и справочниками. К тому же ученик должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Дистанционное обучение в МБОУ СОШ № 1 г. Сургута организовано с 04.04.2020 года для 1443 обучающихся, в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ, локально-нормативными актами субъекта РФ, а также образовательного учреждения.
Вопросы организации обучения с применением электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, проведение промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком в МБОУ СОШ № 1 в период распространения новой коронавирусной инфекции был рассмотрен на заседании Управляющего совета (протокол № 6 от 18.03.2020 г.).
Для полноценного освоения и реализации основных образовательных программ в дистанционном режиме по запросу родителей были выданы 4 компьютера в семьи льготной категории и 3 компьютера педагогам. На официальном сайте МБОУ СОШ № 1 в разделе «Дистанционное обучение» с 23.03.2020 года по 28.03.2020 года размещены памятки и инструкции для обучающихся, родителей, учителей по работе в дистанционном режиме на различных образовательных платформах и с разными пособиями, а именно
– МЭО: инструкция для обучающихся и их родителей.
– Мираполис: инструкция для обучающихся и их родителей.
– ZOOM: инструкция для учителей, обучающихся и их родителей.
– Мираполис: инструкция для классных руководителей и учителю-предметнику.
– Примерная схема дистанционного урока.
– Инструкция по созданию надежного пароля для защиты электронной почты и безопасной работы на платформах дистанционного обучения
– Инструкция для обучающихся по работе на сайте Решу ОГЭ.
– Инструкция по работе с интерактивными рабочими тетрадями Skysmart.
Кроме этого имеются ссылки на используемые педагогами ранее (например, в актированные дни и дни карантина в феврале 2020 года) образовательные ресурсы, интегрированные в региональную цифровую образовательную платформу: «Открытая школа», «Мобильное электронное образование», «Алгоритмика», «Кодвардс», «Я-класс», «Яндекс учебник», «Яндекс лицей», группа компаний «Просвещение», корпорация «Российский учебник», «Российская электронная школа».
Приказом от 05.04.2020 № Ш1–13–256/0 «Об организации образовательного процесса в дистанционной форме и реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с 06.04. 2020 года до 01.05.2020 года» утверждены расписание занятий и график проведения уроков. На проведение уроков в онлайн режиме приходится примерно 70 % уроков, остальные проводятся в офлайн режиме, причем в данном формате представлен весь спектр предметов учебного плана. Выбор соотношения онлайн уроков к общему числу определялся после анализа работы на платформах в предыдущий период с учетом большой загруженностью платформ, на которых проводились уроки. Базовыми платформами для работы в период обучения в дистанционном режиме стали «МЭО» и «Мираполис».
Расписание занятий в онлайн и в офлайн режиме, график проведения уроков с 30.03.2020 года размещены на официальном сайте МБОУ СОШ № 1 в разделе «Дистанционное обучение» и доведены до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) классными руководителями до начала проведения образовательного процесса посредством телефонной связи, писем на электронную почту родителя, а также мессенджеры «Вайбер», «Ватс апп».
Для удобства обучающихся и их родителей (законных представителей) последовательность уроков по предметам в расписании сохранена в соответствии с расписанием уроков 3 четверти текущего учебного года, уроки, планируемые к проведению онлайн, обозначены зеленым цветом, уроки в оффлайн режиме обозначены желтым цветом.
Время проведения урока определено в начальных классах 20 минут, в 5–11 классах — 30 минут согласно подпункта 10.18 пункта X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года № 189 (с изменениями от 29 июня 2011 года, от 25 декабря 2013 года, от 24 ноября 2015 года, от 22 мая 2019 года).
Ответственность за проведение учебных занятий с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий возлагается на педагогических работников согласно их тарифицируемой нагрузки, утвержден алгоритм работы учителей и классного руководителя в условиях осуществления учебного процесса для всех обучающихся МБОУ СОШ № 1. Помимо базовых платформ учителя используют различные образовательные ресурсы, интегрированные в региональную цифровую образовательную платформу: «Открытая школа», «Алгоритмика», «Кодвардс», « Я-класс», «Яндекс учебник», «Яндекс лицей», группа компаний «Просвещение», корпорация «Российский учебник», «Российская электронная школа», рекомендованная Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Управленческая команда МБОУ СОШ № 1 также обеспечила качественный переход на систему конструирования видеоконференций «Zoom», используя такие методы как инструктирование учителей школы, оказание методической и технической помощи при освоении новых образовательных платформ и программ для использования в дистанционном режиме реализации основных образовательных программ, с 26.04.2020 все онлайн уроки 100 % проводятся без сбоев.
За время осуществления дистанционного обучения администрация МБОУ СОШ № 1 систематически обеспечивает информационно-методическую организацию образовательного процесса: проведены совещания при директоре: 25.03.2020 г., 03.04.2020 г., 14.04.2020 г.,20.04.2020 г., 29.04.2020 г., 30.04.2020 г., по вопросам: организации информирования обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения, в том числе с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций; ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме и мониторинг успешности освоения программ учениками; использование технических возможностей различных платформ в случае сбоя, планирование своей педагогической деятельности с учетом системы дистанционного обучения, создание простейших, нужных для обучающихся, ресурсов и заданий, состояние работы учителей по выражению отношения к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций, ежедневный мониторинг фактически присутствующих на онлайн уроках обучающихся и тех, кто временно не участвует в образовательном процессе, с выяснением причин.
Дистанционное обучение в школе проходит в штатном режиме. Технический специалист школы Тихонов А. Р. и учителя информатики Жданов Д. В. регулярно отслеживают ситуацию и помогают коллегам с настройкой необходимого программного обеспечения: составлены инструкции по записи онлайн уроков, посредством программ OBS Studio 25.0.4.Setup, созданию надежного пароля для электронной почты классов, а также размещению и хранению записи онлайн уроков на https://app.degoo.com/moments.
Заместителями директора по учебно-воспитательной работе ведется ежедневный мониторинг проведения онлайн уроков, мониторинг обучающихся, присутствующих на уроках, проводимых в онлайн-формате, мониторинг обучающихся, приступивших к дистанционному обучению, мониторинг обеспечения обучающихся техническими средствами на период обучения в дистанционной форме. В ежедневном режиме учителя-предметники для оперативного сбора данных об обучающихся, присутствующих на онлайн уроках заносят данные в отчетные формы в Google-таблице.
В период дистанционного режима администрация МБОУ СОШ № 1 осуществляет постоянный контроль за объемом домашних заданий, при этом акцентируется внимание педагогов на продолжительность времени, установленные нормами СанПИН 2.4.2.282110 на выполнение домашнего задания (2–3 классы — 1,5 часа; 4–5 классы — 2 часа; 6–8 классы — 2,5 часа; 9–11–3,5 часа). В электронных журналах размещены ссылки на образовательные порталы для помощи выполнения заданий обучающимися. Создана почта классов, куда обучающиеся направляют выполненные домашние работы. Отметки, полученные за работы, комментируются в виде текстовых рецензий, по запросу — проводятся устные онлайн консультаций согласно приказу МБОУ СОШ № 1 от 05.04.2020 № Ш1–13–256/0 «Об организации образовательного процесса в дистанционной форме и реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ».
В системе ГИС «Образование Югры», а также на сайте МБОУ СОШ № 1 систематически размещаются ссылки на образовательные порталы для помощи выполнения заданий обучающимися, созданы почтовые ящики классов, куда обучающиеся направляют выполненные домашние работы. Отметки, полученные за работы, комментируются в виде текстовых рецензий, по запросу — проводятся устные онлайн консультаций. Ведение учета результатов образовательного процесса осуществляется еженедельно курирующими заместителями директора по учебно-воспитательной работе, посредством просмотра страниц электронного журнала классов в системе «ГИС Образование Югры». Результаты контроля за ведением электронных журналов «ГИС Образование Югры» фиксируются в информационных справках заместителей директора по учебно-воспитательной работе и приказах о результатах проверки ведения «ГИС Образование Югры».
После проведения онлайн уроков учителя-предметники направляют информацию курирующим заместителям директора по учебно-воспитательной работе.
Отметки, выставленные за задания по материалу этих уроков, свидетельствуют об успешном освоении образовательной программы обучающимися.
В 2019–2020 учебном году в МБОУ СОШ № 1 текущей аттестации подлежали 739 обучающихся начальной школы, 560 обучающихся среднего звена и 141 обучающийся старшей школы.
Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ № 1 проходила в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, утвержденного приказом № 440 от 31.08.2016 г.
Промежуточная аттестация в 2019–2020 учебном году проходила на основании приказа от 06.04.2020 г. № Ш1–13–264/0 с 20.04.2020 года по 20.05.2020 года. Утвержден график проведения промежуточной аттестации, изменена форма проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Физическая культура»: сдача нормативов заменена на проведение итоговой контрольной работы в форме компьютерного тестирования по теоретическому материалу. Ответственными за организацию и проведение промежуточной аттестации назначены заместители директора по учебно-воспитательной работе: во 2–4 классах Аистова В. В., в 5–7 классах Сидорова И. Р., в 8–11 классах Булыгина Н. А. Руководителями школьных методических объединений учителей-предметников Саражаковой Г. Г., Шелудько И. А., Соколюк Е. М., Хрипун И. Б., Вакиловой Г. А., Тимофеевой Л. А., Трофимовой И. Ю., Меремкуловой Г. А., Алибаевой М. М.: утверждены на заседаниях методических объединений содержание и критерии оценивания диагностических процедур в рамках промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам. Учителям-предметникам 2–11 классов: осуществляется проверка проведённых контрольных работ в соответствии с требованиями по оценке письменных работ учащихся в течение 3-х дней со дня проведения работы, проводится анализ результатов промежуточной аттестации. Классные руководители 2–11 классов проинформировали обучающихся и их родителей (законных представителей) о проведении промежуточной аттестации. Администрацией МБОУ СОШ № 1 составлены инструкции по проведению промежуточной аттестации в дистанционном режиме. Промежуточная аттестация по учебным предметам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО, ДОТ) проводится на образовательных порталах «Я-Класс», «Открытая школа», «Веб-грамотей», «Видеоуроки.нет» и др. в рамках созданного онлайн-урока, онлайн-курса с типовой структурой и минимальным наполнением, обеспечивающими поддержку контактной формы обучения в дистанционном формате. Все виды промежуточной аттестации (зачет, зачет с оценкой (дифференцированный зачет), контрольный тест с применением исключительно ЭО и ДОТ могут быть проведены в следующих формах:
– компьютерное тестирование;
– контрольная работа;
– устное собеседование, направленное на выявление общего уровня подготовленности (опрос без подготовки или с несущественным вкладом ответа по выданному на подготовку вопросу в общей оценке за ответ обучающегося), или иная форма аттестации, включающая устное собеседование данного типа;
– комбинация перечисленных форм.
Для проведения промежуточной аттестации в той или иной форме могут быть выбраны on — line или off — line режимы.
В on — line режиме — режиме видеоконференции с обеспечением аудиовизуального контакта обучающегося с преподавателем посредством использования системы видеоконференции, промежуточная аттестация проводится, если предполагается устный ответ обучающегося на один вопрос или систему вопросов, либо защита проекта, работы и т. д.
Режим offline предполагает проведение оценочной процедуры посредством выполнения обучающимся контрольных заданий, размещенных на учебном портале, или выполнения обучающимся письменной работы.
Работы, выполняемые письменно отправляются на электронную почту класса, в случае отсутствия почты класса работы направляются на электронную почту учителя.
Результаты работы, выполняемых на электронных образовательных платформах, в т. ч. посредством Гугл-форм хранятся на сервере используемых платформ.
Учёт результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации отражаются в Электронном классном журнале в системе «ГИС Образование Югры».
Ведение электронных классных журналов регламентируется Положением о ведении и функционировании электронного классного журнала Цифровой образовательной платформы Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (ГИС Образование Югры) (модуль — Электронный классный журнал) в МБОУ СОШ № 1, утвержденного приказом № Ш1–13–944/9 от 23.12.2019 г.
Классные руководители знакомили родителей с информацией о переходе на дистанционный режим обучения с использованием платформы «Мобильное электронное образование» с 19 по 21 марта 2020 года, довели до сведения родителей информацию о расписании уроков, расписании звонков, о том что вся актуальная информация (в том числе памятки и инструкции по работе на различных платформах, используемых в период дистанционного обучения) размещена на сайте МБОУ СОШ № 1 в разделе «Дистанционное обучение». 19.03.2020 г. в 1–8 классах прошли классные часы с использованием возможности платформы «Мобильное электронное образование» посредством видеоконференцсвязи.
В ежедневном режиме классные руководители проводили разъяснительную и консультационную работу посредством телефонной связи, электронной почты, мессенджера «Вайбер» среди родителей и обучающихся классов по вопросам организации технической помощи при подключении к онлайн урокам посредством систем «Мобильное электронное образование», «Мираполис», «Zoom»; с 7–50 утра проводит в группе класса посредством мессенджера «Вайбер» перекличку обучающихся класса, информирование о расписании, домашних заданиях, осуществляет связь между обучающимися и их родителями с учителями-предметниками.
Родительские собрания для родителей обучающихся, классные часы классные руководители организовывали через систему «Zoom».
За время дистанционного обучения в школе отсутствуют жалобы со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей) на завышенный объем домашних заданий и отсутствие рекомендаций по освоению учебного материала в оффлайн режиме и выполнению домашнего задания. Родительская общественность неоднократно благодарила школу, учителей за эффективную организацию дистанционного обучения, направляя письма на адрес директора департамента образования Администрации города Сургута, на портал «Образование Сургута».
Литература:
- 1 Мусыркина С. А. Дистанционное обучение в школе / С. А. Мусыркина. — Текст ///.-2020. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/05/22/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/(дата обращения: 11.05.2020).
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года ст.16, ст. 44.п.4.1, 4.6
- Шахмаев Н. М. Технические средства дистанционного обучения. М. «Знание», 2000. 276 с.
- Щадная М. А. Дистанционное обучение в современной реальности / М. А. Щадная. — Текст научной статьи// Наука и образование.-2019. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennoy-realnosti/viewer/ (дата обращения: 10.05.2020).
Похожие статьи
Особенности проведения уроков английского языка с использованием образовательных платформ в условиях дистанционного обучения
В представленной статье рассмотрены особенности проведения уроков английского языка с использованием образовательных платформ в условиях дистанционного обучения.
Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе
В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании
В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании.
Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.
Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации
В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...
Похожие статьи
Особенности проведения уроков английского языка с использованием образовательных платформ в условиях дистанционного обучения
В представленной статье рассмотрены особенности проведения уроков английского языка с использованием образовательных платформ в условиях дистанционного обучения.
Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе
В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании
В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании.
Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.
Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации
В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...