Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16006/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: дружба, дети, толерантность.

Тип проекта: продуктивный, информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники: дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет), воспитатели, родители.

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Россия — родина для 193 представителей разных народов и национальностей. У каждого — свой язык, культура, но все мы — граждане одной страны. Благодаря единству народов мы смогли победить злейшего врага и отстоять свободу в годы Великой Отечественной войне.

Наш город Сургут многонационален, и в настоящее время в нём проживают и работают представители разных национальностей и каждый из них по-своему самобытен, имеет свою историю, культуру и традиции. Все мы разные, не похожие друг на друга. Но все мы вместе, как одна большая и единая семья.

Не одно поколение дошколят знакомо с понятиями «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», так как воспитание толерантности было актуально всегда. Сегодня это понятие имеет особую смысловую нагрузку. Во всём мире много жестокости и насилия, неуважение и не равноправия между разными народами и национальностями.

С малых лет в каждой семье родители воспитывают своих детей, опираясь на заповеди: не убий, не укради, и возлюби ближнего своего, не смотря на цвет кожи и национальную принадлежность. Это главные ценности и сейчас важны, и верны. Важно чтобы дети учились уважать друг друга, проявлять милосердие и заботу, и приходить на выручку в решении возникающих проблем.

У нас — общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны заложить в наших детях гражданскую позицию и поведение личности через умение принимать друг друга, такими какие мы есть — независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Научить уважать друг друга, жить в ладу и единстве, и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле [1].

Цель: создание предпосылок для воспитания патриотизма в детях интернационализма, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу планету.

Задачи:

Реализация проекта направлена на решение следующих задач:

– Познакомить дошкольников с понятием «толерантность», с традициями и культурой разных народов;

– Развивать речевую активность, умения составлять предложения с заданным словом;

– Развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;

– Формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;

– Формировать позитивное отношение не только к своему народу, но и к другим народам;

– Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию;

– Привлекать педагогов и родителей в качестве активных участников по формированию у детей основ национального самосознания и любви к своей Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

– создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;

– тематические развлечения, концерт;

– экскурсии в ИКТ «Старый Сургут»;

– беседы о родном городе, округе ХМАО — Югра, о России, о народах, проживающих на территории России и округа;

– чтение детских книг на тему толерантности;

– использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания на патриотическую тематику, пословиц и поговорок.

– просмотр слайдов, презентаций, телевизионных передач для детей;

– организация тематической выставки «Дружба народов», «В мире дружно живём»;

– взаимодействие с родителями;

– взаимодействие с социумом.

Ресурсы проекта:

  1. Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи,
  2. Иллюстративный материал:

– картинки с изображением музыкальных инструментов; картинки с изображением рода войск, формы и т. д.;

– картинки с изображением символики России, природы и родного края, видеофильмы с записью игры на инструментах;

  1. Атрибуты:

– музыкальные инструменты (ложки, треугольники, металлофоны, бубны, маракасы, бубенчики, колокольчики);

– флажки, цветы, платочки, ленточки.

  1. Пособия:

– музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, «Военные игры», игры «Народов севера», игры «Народов мира».

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Разработка плана проектной деятельности на тему «Дерево Дружбы».

3. Создание интерактивного ресурса (для интерактивной доски smart notebook) «Мы дружбою своей сильны!»

4. Подборка: стихотворений, загадок, песен, мультфильмов; подвижных, пальчиковых игр; материала для изобразительной деятельности; художественной и познавательной литературы для чтения детям.

5. Знакомство родителей с планом работы над проектом.

6. Разработка сценариев, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала.

7. Познакомить администрацию ДОУ, педагогов и родителей с проектом.

II этап

Основной

Учитель музыки:

Разучивание песенного материала, танцевальных композиций на различную тематику;

— Прослушивание и разучивание детских песен:

«Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского;

«Если с другом вышел в путь» слова М.Танича, музыка В.Шаинского;

«Настоящий друг» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева; «Моя Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве;

«Если добрый ты» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева; «Неприятность эту мы переживём» слова И.Хайта, музыка Б.Савельева;

«Песенка друзей» С.Михалков

Разучивание танцев, хороводов:

«На горе-то калина» р.н.п; «Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева;

танец «Дружные пары»;

танец — разминка «Раз, два, три — повтори!»;

танец «Дружба».

разучивание игр:

«Найди пару»; «Маланья»;

«Дружно и враз — повтори сейчас»;

«Гори-гори, ясно»; «Зеркало»;

«Дружная семейка»; «Тютюшки — хлопушки».

Учитель-логопед:

Разучивание стихотворений о России, о родном крае, о дружбе;

—Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе разных народов;

— разучивание пальчиковой гимнастики «Семья», «Дружба», «Дружат в нашей группе», «Дом».

— Словесные игры на развитие словообразования и словоизменения.

Учитель по физической культуре:

знакомство с играми народов севера, народов мира;

— оформление буклетов «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси».

— разучивание игр:

Подвижные игры:

«Нитка — иголка»; «Третий лишний»;

«Поменяйся местами», «Пятнашки»; «У медведя во бору»

Игры народов севера:

«Выбивка оленей»; «Белые медведи»; «Заячьи следы»;

«Прыжки на одной ноге»; «Льдинки, ветер и мороз»;

«Куропатки и охотники»; «Здравствуй, догони!»; «Смелые ребята».

Воспитатели:

Беседы:

Беседы с детьми «Нас много, но мы разные»;

«Друг познаётся в беде»; «В единстве наша сила»;

Сюжетно-ролевые игры

«Узнай по описанию»; «Кто что делает»;

«Путешествие на планету Дружба»;

«Мой сад, моя семья, моя страна».

Чтение художественной литературы

И.Суриков «Детство»;

С. Прокофьева «Самый большой друг»;

А. Яшин «О дружбе»;

В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя»;

Л. Толстой «Лев и собачка» (быль;)

В.Катаев «Цветик-семицветик»;

В.Сухомлинский «Земляника для Наташи», «Большое ведро».

Ознакомление детей с тематическими загадками.

— Художественно-творческая деятельность

Рисование

«Подруги»; «Добрые друзья»;

«Верный друг познаётся в беде»; «В тесноте да не в обиде»;

«Планета — мой дом», «Дом в котором я живу».

Аппликация

«Цветные, дружные ладошки» с элементами рисования;

«Солнечные лучики дружбы»; «Хоровод Дружбы»; «Дерево Дружбы»

Оформление уголка в группе «Моя Россия — Моя Югра»;

— Оформление выставки рисунков «В мире дружно все живём».

— Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм.

— Использование в играх кукол разных национальностей

Родители:

Сбор информации о национальности своего рода, родственников; создание атрибутов;

— Сопровождение детей во время экскурсии;

— Подготовка совместной с детьми творческой работы — листиков со словом «дружба» для макета «Дерево дружбы»;

— Участие в подготовке рисунков «В мире дружно все живём!»

III этап.

Заключительный

1. Выставка детских рисунков «В мире дружно все живём!»;

2. Тематический досуг «Мы дружбою своей сильны!»;

3. Оформление уголка макетом «Дерево Дружбы», созданного совместно с родителями.

4. Презентация буклетов: «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси»

Предполагаемые результаты:

  1. У детей сформированы обобщенные представления об истории своего края, города, России и всего мира.
  2. Повышение интереса к корням своих предков, традициям, национальным чертам и отличиям, самобытности народов.
  3. Развитие у детей музыкально-творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
  4. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  5. Взаимодействие специалистов в реализации данного проекта, повышение компетенций педагогов.

Литература:

  1. http://cdt-raduga2012.ucoz.ru/publ/v_druzhbe_narodov_edinstvo_rossii/1–1-0–33
  2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. \ Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 2005.
  3. Глубоковских М. В. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2014.
  4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М., 2005.
  5. Битянова М. С Дошкольное образование. — 2002. — окт. — (№ 19). 6.Музыкальная палитра № 1, № 5, 2011г; 7.Тютенко Н. В. Праздник «Путешествие в мир двух культур» — 2014. — № 6. 8. И. П. Максимова Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2010.
  6. Конкевич С. В. Музыкальные праздники. — Санкт- Петербург: Литера, 2005. 10.Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. Музыкальные праздники в детском саду. — Москва: Просвещение, 2002.11. Доломанова. Н. С. Подвижные игры в детском саду. — Москва: ТЦ СФЕРА, 2010г.;
  7. Зарецкая. Н. Праздники в детском саду. — Москва: ТЦ СФЕРА, 2008г.

Ключевые слова

дети, толерантность, дружба

Похожие статьи

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край»

Похожие статьи

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край»